...Назад [Ту-16] Домой Дальше... [Ту-95]
Сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности с изменяемой геометрией крыла

Ту-26 (Ту-22М3)
Тактико-технические характеристики:
Экипаж.................................... 4 чел.
Скорость
  максимальная на высоте около 10 км...... 2300 км/ч    (Ту-22М: 1660 км/ч)
Практический потолок...................... 14 000 м     (Ту-22М: 13 000 м)
Дальность
  перегоночная............................ 7200 км      (Ту-22М: 7 000 км)
  действия................................ 1500/2500 км (Ту-22М: 2 200 км)
Масса
  максимальная взлетная................... 124 000 кг   (Ту-22М: 12 100 кг)
Максимальная боевая нагрузка.............. 24 000 кг
Длина разбега
  (при нормальной взлетной массе)......... 2100 м
Длина пробега
  (при нормальной взлетной массе)......... 1200-1300 м
Габариты самолета
  размах крыльев.......................... 34,3/23,3 м
  длина................................... 42,6 м
  высота.................................. 11,6 м
Двигатели: ТРДДФ НК-25.... 2 по 25000 кгс (Ту-22М: ТРДДФ НК-22 два по 22000 кг/с)
       Предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами морских и наземных целей днем и ночью, в любых метеоусловиях.
       Работы по созданию самолета с крылом изменяемой геометрии были начаты в 1965 г. Первый полет самолет совершил 30 ав- густа 1969 г. В 1971 г. началась постройка малой серии самолетов Ту-22М-1, а 1973 г. - крупносерийное производство бомбардировщиков Ту-22М-2. В 1977 г. совершил первый полет бомбардировщик Ту-22М-3, на котором, в отличие от предшественников, были установлены новые двигатели, воздухозаборники с горизонтальным клином, усовершенствованное шасси, бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение, а также увеличен угол стреловидности крыла.
       В конце 1980-х гг. создан разведывательный самолет Ту-22МР, переданный в серийное производство.

       Модификации:
  • Ту-22М-0 - опытный самолет ("145", 1969);
  • Ту-22М-1 - малосерийный самолет (1971);
  • Ту-22М-2 (1973), Ту-22М-3 (1977) - серийные бомбардировщики;
  • Ту-22МР - разведывательный самолет.

       Комплект оборудования включает: РЛС "ПНА", обеспечивающая обнаружение наземных и морских целей; оптический бомбардировочный прицел с ТВ каналом; инерциальную навигационную систему. Самолет может быть оборудован системой дозаправки топливом в полете системой "шланг-конус" (на Ту-22М-3 демонтирован в соответствии с условиями договора ОСВ-2). Экипаж, состоящий из четырех человек, размещается в катапультных креслах КТ-1. Имеется комплекс РЭП.
       Ту-22М не имеет системы автоматического огибания рельефа местности, однако он способен совершать относительно продолжительный маловысотный полет для уклонения от поражения средствами ПВО противника. Так, в 1975 г. группа самолетов Ту-22М-2, возглавляемая П. С. Дейнекиным, совершила длительный маловысотный полет, на участках которого высота уменьшалась до 40-60 м.
       В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений, подписанным между СССР и США, Ту-22М-3 лишили системы дозаправки в воздухе, американцы согласились не причислять его к классу стратегических бомбардировщиков. В связи с этим для размещения топлива используются все резервы планера. Помимо восьми фюзеляжных баков топливо заливается в семь кессон-баков в крыле, фюзеляже и киле. Для предотвращения взрыва поров топлива в баках при их пробитии применяется система наддува нейтрального газа.
       Под фюзеляжем в полуутопленном положении и под крылом могут разместиться до трех УР типа Х-22М, до 10 аэробаллистических УР класса "воздух-поверхность" малой дальности типа Х-15 (6 - на многопозиционной пусковой установке в фюзеляже и 4 - на внешних узлах подвески).
       Бомбовое вооружение общей массой до 24 000 кг (69 бомб по 250 кг или 8 бомб по 1500 кг) размещается в отсеке вооружения, на двух подфюзеляжных и двух подкрыльных многозамковых бомбодержателях.
       Оборонительное вооружение включает: установленные в хвостовой части фюзеляжа две пушки ГШ-23 (калибр 23 мм, 4000 выстр./мин) на Ту-22М-1 и Ту-22М-2, (на Ту-22М-3 - одна) с дистанционной системой управления, имеющие телевизионный и радиолокационный каналы (на Ту-22М-0 вместо пушек размещены блоки системы радиоэлектронного противодействия и контейнер с тормозным парашютом).
       Ту-22М-2 и Ту-22М-3 находятся на вооружении ВВС и ВМС России, выпускаются серийно. На 1992 г. в ВВС СНГ насчитывалось 380 Ту-22М-2 и Ту-22М-3. Самолеты Ту-22М-2 и Ту-22М-3 с большим успехом применялись в боевых действиях в Афганистане в 1987-1989гг. (боевых потерь не имелось).
BACK / HOME / NEXT
Hosted by uCoz