Экипаж, чел.................................... 2
Скорость, км/ч
максимальная на высоте около 10 км...... 1 900 (М=1,8)
максимальная на высоте до 3 км.......... 1 400
крейсерская........................... 800-950
Практический потолок, м................... 15 000
Дальность
практическая............................ 4 000
перегоночная............................ 4 500
практическая с 1 дозаправкой в воздухе.. 7 000
действия.................................. 600
Масса, кг
максимальная взлетная.................. 45 000
нормальная взлетная.................... 39 000
топлива во внутренних баках............ 12 100
топлива с учетом ПТБ................... 19 300
Боевая нагрузка, кг
максимальная............................... 8 000
нормальная................................. 4 000
Длина разбега
(при нормальной взлетной массе), м...... 1 260
Длина пробега
(при нормальной посадочной массе),м....... 950
Габариты самолета, м
размах крыльев........................... 14,7
длина (с ПВД)........................... 23,34
высота................................... 6,36
площадь крыла........................... 62,04
Максимальная эксплуатационная перегрузка....... 7
Двигатели:
ТРДДФ АЛ-31Ф, кгс............. 2 по 7600/12500
Для замены самолета Су-24 в АО "ОКБ Сухого"
создан перспективный многофункциональный бомбардировщик Су-27ИБ (Су-34),
который имеет модификацию, предназначенную для использования в морской авиации
(на международных авиационных выставках этот самолет демонстрировался под
названием Су-32ФН).
Предназначен для уничтожения наземных и надводных (в том числе малоразмерных,
подвижных, сильнозащищенных) объектов в тактической и оперативной глубине
противника, а также воздушных целей днем и ночью, в простых и сложных
метеоусловиях. Способен совершать полет в режиме следования рельефу местности,
вести оборонительный воздушный бой со всеми типами зарубежных истребителей.
Работы по созданию Су-34 были начаты в 1989 г.
Машина задумывалась в противовес американскому истребителю-бомбардировщику F-15E.
Прототипом послужил истребитель-бомбардировщик Су-27ИБ, переоборудованный
из серийного самолета Су-27УБ путем замены передней части фюзеляжа. Машина,
получившая название Су-34, впервые поднялась в воздух 13 февраля 1992 г.
На базе Су-34 был разработан корабельный
бомбардировщик Су-34К для оснащения авианесущего крейсера (1993).
Самолет выполнен по нормальной схеме,
с высокорасположенным крылом. При сохранении исходной компоновки и конструкции
большинства агрегатов Су-34 отличается от Су-27 измененными обводами
головной части фюзеляжа, увеличением объемов внутренних топливных баков,
изменением передней и основной опор шасси под увеличенную взлетную массу,
установкой всережимного нерегулируемого воздухозаборника, увеличением объемов
бортового радиоэлектронного оборудования, измененной (из-за размещения
радиолокатора заднего обзора) хвостовой центральной балкой.
Планер самолета выполнен по интегральной
аэродинамической схеме, при которой крыло и фюзеляж образуют единый
несущий корпус. Носовой обтекатель самолета имеет сплющенную форму с
развитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Внутри обтекателя размещается
РЛС с малоразмерной антенной. Переднее горизонтальное оперение, установленное
на Су-34, увеличивает несущие свойства самолета, улучшает характеристики
устойчивости и управляемости на больших углах атаки.
Для снижения радиолокационной заметности корпус
рассчитан так, чтобы свести к минимуму вторичное облучение, вызванное работой радаров.
С той же целью фюзеляж и крыло имеют покрытие, поглощающее либо ослабляющее
радиоволны.
Су-34 имеет свободнонесущее механизированное крыло,
двухкилевое вертикальное и переднее горизонтальное оперение, цельноповоротный стабилизатор,
трехопорное шасси. Кабина выполнена двухместной, с расположением пилотов рядом, что
значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие.
Кабина представляет собой сильнобронированную капсулу с применением титанового сплава толщиной
17 мм и бронестекла, им же прикрыты двигатели и топливные баки (общая масса
бронезащиты 1,5 т).
Силовая установка самолета включает два двухконтурных
турбореактивных двигателя АЛ-31ФМ, для которых применяют всережимные нерегулируемые воздухозаборники.
Для защиты двигателей от попадания на земле и в полете посторонних предметов в канале
установлена роторная защита. Топливо размещается в четырех фюзеляжных и двух
крыльевых топливных баках. При необходимости могут устанавливаться три подвесных
топливных бака объемом по 3000 л.
Бортовое радиоэлектронное оборудование решает следующие задачи:
поиск, обнаружение и распознавание наземных и надводных объектов, выдача целеуказания, прицеливание
и применение средств поражения в простых и сложных метеусловиях; обнаружение,
опознавание и определение координат самолета и ракет противника, атакующих в передней и задней
полусферах, с выдачей целеуказания системе наведения ракет класса "воздух-воздух"; обеспечение
маловысотного полета при полуавтоматическом управлении самолетом; обеспечивание совместных
групповых действий самолетов; противодействие радиоэлектронным средствам управления оружием наземных
систем ПВО противника, истребителям-перехватчикам и ракетам класса "земля-воздух" и "воздух-воздух";
ведение помехозащищенной засекреченной телефонной и телекодовой связи самолетов с пунктами управления
АСУ фронтовой авиации и между собой; выдача информации на индикаторах системы отображения информации
о параметрах полета, работе агрегатов и систем самолета, а также о тактической обстановке; регистрация
данных объективного контроля.
В его состав входят: цифровая ЭДСУ, система
активной безопасности, система гашения упругих колебаний фюзеляжа в плоскости тангажа
при полете в турубулентной атмосфре, РЛС переднег и заднего обзора, оптико-электронная
прицельно-навигационная аппаратура (встроенная и на внешних узлах подвески),
контейнеры с разведывательным оборудованием и средствами радиоэлектронного противодействия.
Самолет оснащен навигационным комплексом, включающим инерциальную систему,
средства радионавигации и спутниковую навигационную систему (точность определения
координат 1 м).
Вооружение самолета включает: управляемые ракеты класса "воздух-воздух",
"воздух-поверхность", "воздух-РЛС", "воздух-корабль", управляемые и корректируемые
авиационные бомбы, широкую номенклатуру неуправляемого бомбардировочного и ракетного
вооружения. Насамолете установлена неподвижная пушечная установка на основе
пушки ГШ-301 калибра 30 мм с темпом стрельбы 1500 выст./мин и боекомплектом 180 патронов.
Су-34 серийно не строятся (1998). Проходят летные
испытания. Построено два опытно-серийных самолета (полет первого из них состоялся 18 декабря 1993 года,
второго - в декабре 1994 г.
ВВС РОССИИ ВСКОРЕ ПОЛУЧАТ НОВЕЙШИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ СУ-34
/"Новости ВВС"/ 22.11.2011
Первые шесть новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34 в ближайшее время поступят на вооружение Военно-воздушных сил России, пишет "Взгляд". Об этом сообщил начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Андрей Бобрун."Инженерно-технический состав Воронежской авиабазы вылетел в Новосибирское авиационное производственное объединение им.Чкалова для приема самолетов Су-34. В течение 10 дней специалисты произведут тщательный осмотр каждого воздушного судна, после чего на предприятие прибудет летный состав авиабазы для перегона самолетов в Воронеж", - сказал Бобрун.По его словам, летчики, которым предстоит эксплуатировать новую технику, уже прошли соответствующую подготовку и переучивание в Липецком центре.На Воронежской авиабазе подготовлены специально оборудованные стоянки авиационной техники, в том числе специальные сборно-разборные модули для хранения самолетов. Летный и инженерно-технический состав, закрепленный за самолетами Су-34, прошел качественную переподготовку в учебном центре и получил все необходимые сертификаты.Среди особенностей самолетов Су-34 - увеличение дальности полета до 4 тыс. км, максимальной скорости - до 1 тыс. 900 км/ч, а также установка новейшей системы вооружения. На Су-34 появилась 30 мм пушка, боевая нагрузка увеличилась до 8 тонн.
ГОСОБОРОНЗАКАЗ НА ВЫПУСК СУ-34 В 2006 ГОДУ БУДЕТ УВЕЛИЧЕН В 20 РАЗ
/AVIA.RU/ 20.10.2005
Главком Военно-воздушных сил России Владимир Михайлов подтвердил, что новый
российский фронтовой бомбардировщик Су-34 будет взят на вооружение в 2006
году.
Главком ВВС также сообщил, что гособоронзаказ на выпуск нового самолета в
2006 году будет увеличен в 20 раз. Госзаказ на выпуск Су-34 размещен на
Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. В
2005 году госзаказ составлял 100 миллионов рублей, передает РИА Новости.
Разработка фронтового бомбардировщика "нового поколения" началась еще в
конце 1980-х годов. Этот самолет призван заменить устаревший фронтовой
бомбардировщик Су-24. По оценкам экспертов, новый боевой самолет
располагает всеми возможностями, чтобы многие десятилетия оставаться лучшим
в своем классе.
20 ДЕКАБРЯ СОСТОИТСЯ ПЕРВЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ НОВОГО СУ-34
/"Новости ВВС"/ 19.12.2003
В связи с завершением очередного этапа работы над прототипом нового боевого
самолета СУ-34, в субботу, 20 декабря в 14-00 на летно-испытательной станции
НАПО имени В.П.Чкалова состоится первый испытательный полет модифицированного
образца. Ожидается присутствие главкома ВВС России.
Опытный полет продлится около 30 минут, после чего главком ВВС России и
генеральный директор НАПО имени В.П.Чкалова дадут пресс-конференцию, сообщает
служба новостей "НГС". Пилотировать машину будут заслуженные испытатели СССР
Рудакас и Гайворонский.
Это испытание является знаменательным событием для России, рост
обороноспособности которой в значительной мере связывается с планами
перевооружения ВВС за счет боевых самолетов новейшего поколения. В частности,
СУ-34, по оценкам экспертов, располагает всеми возможностями, чтобы многие
десятилетия оставаться лучшим в своем классе. Для Новосибирска данный полет
модифицированного СУ-34 будет означать возобновление полномасштабной
авиационной производственной деятельности на нужды ВВС России.