...Назад [Су-30MK] Домой Дальше... [Су-34]
Корабельный истребитель


Су-33 (Су-27К)

Тактико-технические характеристики:

Экипаж, чел.................................. 1
Скорость, км/ч
   максимальная на высоте около 10 км........ 2 300
   максимальная на высоте до 3 км............ 1 300
   скорость захода на посадку................ 240
   скорость отрыва при взлете с трамплина.... 140
   крейсерская............................... 800-950
Практический потолок, м...................... 17 000
Дальность
   практическая.............................. 3 000
   действия.................................. 1 250
Максимальная эксплуатационная перегрузка..... 9,0
Масса, кг
   пустого саамолета......................... 18 500
   максимальная взлетная..................... 33 000
   нормальная взлетная 
   (с полной заправкой баков)................ 29 940
   максимальная посадочная
   (при посадке на палубу)................... 22 300
   топлива во внутренних баках............... 9 400
Максимальная боевая нагрузка, кг............. 6 500
Габариты самолета, м
   размах крыла.............................. 14,7
   размах крыла со сложенными консолями...... 7,4
   длина..................................... 21,185
   высота.................................... 5,85
Двигатели:
   ТРДДФ АЛ-31К, кгс......................... 2 по 9100/13300
       Су-33 - первый отечественный корабельный истребитель горизонтального взлета и посадки. В настоящее время это единственный самолет данного типа, имеющийся на вооружении ВМФ Росии.
      По аэродинамической схеме корабельный вариант отличается от прототипа Су-27, в первую очередь, наличием переднего горизонтального оперения (ПГО), отработанного еще в 1982 году на опытном самолете Т-10-24 и предназначенного для повышения маневренности на сверхкритических углах атаки при затененном стабилизаторе и для снижения степени устойчивости истребителя, что открывало возможности реализации больших нагрузок без изменения силовой схемы крыла и хвостового оперения.
      Для обеспечения корабельного базирования Су-27К оборудован посадочным гаком коробчатого сечения, усиленным шасси со сдвоенными пневматиками высокого давления на передней опоре. На основных опорах имеются швартовочные узлы для палубных тандеров, они же служат для буксировки по ангарной палубе ленточным транспортером "Мустанг".
       В 1972 году в Невском ПКБ был разработан аиапроект атомного авианосца с катапультным взлетом и водоизмещением порядка 80 000 т. Первоначально его предполагалось оснастить истребителями корабельного базирования МиГ-23А ("оморяченный" МиГ-23МЛ), корабельными бомбардировщиками Су-24К, а также противолодочными самолетами П-42 (ОКБ им. Г.М. Бериева). Однако в 1973 г. ОКБ им. П.О. Сухого предложило для авианосца более рациональное с точки зрения критерия "эффективность-стоимость" семейство унифицированных палубных самолетов Т-12 "Буран", выполненное на основе проекта истребителя Т-10, который в то время существовал лишь на бумаге. Предполагалось разработать одноместный истребитель-перехватчик "Молния-1", двухместный многоцелевой истребитель "Молния-2", двухместный штурмовик "Гроза" с разнообразным ракетно-бомбовым вооружением (в том числе и двумя перспективными аэробаллистическими ракетами Х-12, предназначенными для поражения авианосных ударных групп), а также двухместный разведчик "Вымпел". Взлет самолетов семейства "Буран с палубы авианосца должен был выполняться при помощи паровой катапульты с использованием жесткой сцепки передней опоры шасси с челноком катапульты или посредством "уздечки" (троссового соединения крыла с челноком).
       Однако в силу ряда политических и экономических причин, а также смерти в 1976 г. наиболее влиятельных сторонников строительства авианосца - министра обороны А.А. Гречко и министра судостроительной промышленности Б.Е. Бутоны - работы по проекту 1160 приостановились.
       По тем же причинам не получил развитие и проект 1153 - атомный авианосец водоизмещением 70 000 т, оснащенный самолетами Су-27К, МиГ-23К (развитие МиГ-23А с более мощным двигателем Р-100, крылом увеличенной площади и системой дозаправки топливом в воздухе) и Су-25К.
       В 1977 г. принимается правительственное решение о строительстве пятого авианесущего крейсера (проект 1143.5), имеющего увеличенное водоизмещение и оснащенного катапультами и аэрофинишерами. В состав корабельной авиагруппы планировалось включить истребители вертикального взлета и посадки Як-41, вертолеты Ка-27, а также самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой - истребители Су-27К и МиГ-29К, штурмовик Су-25К и самолет ДРЛО Ан-71.
       В 1978 г. ОКБ подготовило аванпроект корабельного варианта истребителя Су-27 (еще в первоначальной конфигурации, соответствующей конфигурации самолета Т-10), получившего обозначение Су-27К (Т-12). Самолет предполагалось оснастить складывающимся крылом, тормозным гаком и усиленным шасси. Предусматривались меры по дополнительной антикоррозийной защите планера и силовой установки.
       Однако в 1981 г. по требованию Генштаба водоизмещение пятого авианосца (пр.1143.5) было решено сократить до размеров пр. 1143.4 ("Баку"). Одновременно отказались и от применения катапульт. В результате потребовались поиски новых средств обеспечения горизонтального взлета. Первоначально рассматривалась возможность использования стартовых твердотопливных ускорителей. Но в дальнейшем ОКБ им. П.О. Сухого и А.И. Микояна, а также ЦАГИ и ЛИИ предложили для взлета самолетов, обладающих большой тяговооруженностью, применить стартовый трамплин.
       В середине 1982 г. третий прототип Су-27 - самолет Т10-3, пилотируемый летчиком-испытателем Н. Садовниковым, совершил первые взлеты с наземного трамплина, а в 1983 г. эта машина, уже оснащенная тормозным гаком, участвовала в отработке методики посадки на палубу с использованием аэрофинишера (летали В. Пугачев и Н. Садовников).
       В 1981 г. проект тяжелого авианесущего крейсера <1143.5> был в очередной раз пересмотрен - его водоизмещение вновь выросло до 55 000 т. Окончательно определился и состав авиагруппы Су-27К, МиГ-29К и Як-41М. Вместо Ан-71 было решено использовать вертолет ДРЛО на базе Ка-27 (Ка-31).
       В 1983 г. в ОКБ им. П.О. Сухого приступили к оценкам возможности взлета истребителя Су-27 с палубы авианосца (тогда же был заложен и первый корабль пр.1143.5).
       Работы по созданию истребителя корабельного базирования Су-27К (Т-10К) развернулись под руководством главного конструктоpa K.X. Марбашева (с 1989 г. главный конструктор корабельной авиации в ОКБ им. П.О. Сухого). Общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор М.П. Симонов. Эскизный проект Т-10К был утвержден в феврале 1985 г.
       Тем временем вслед за ТАВКР проекта 1143.5 был заложен однотипный корабль (пр. 1143.6), получивший впоследствии имя <Варяг>. В дальнейшем был заложен более крупный и совершенный авианесущий крейсер пр. 1143.7 <Ульяновск> с ядерной силовой установкой и тремя паровыми катапультами. Советские тяжелые авианесущие крейсера (ТАВКР) несли меньшее число палубных самолетов, чем американские многоцелевые авианосцы. Однако, в известной мере, их боевые возможности можно было уравнять, оснастив ТАВКР многоцолевыми самолетами, способными вести борьбу как с самолетами противника, так и с его надводными кораблями. Для этого в состав вооружения истребителя предполагалось включить противокорабельные и про тиворадиолокационыые ракеты, а также корректируемые и свободнопадающие бомбы.
       Корабельная машина отличалась от Су-27 берегового базирования аэродинамической схемой "продольный интегральный триплан" - сочетанием обычного горизонтального хвостового оперения с передним горизонтальным оперением (ПГО).
       Предварительные исследования модификации самолета Су-27 подобной схемы были начаты в ОКБ еще в 1977 г. ПГО служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, "набухающим" на крыле при полете самолета на больших углах атаки. Однако продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ и СибНИА, выявили наличие ряда проблем с обеспечением управляемости самолета в продольнок канале на некоторых углах атаки, что потребовало дополнительных исследований.
       Весной 1982 г. аэродинамиками был наконец отработан вариант ПГО, пригодный для установки на самолет Су-27, и в мае 1985 г опытная машина Т10-24 (с передним горизонтальным оперением, пилотируемая летчиком-испытателем В.Г Пугачевым, впервые поднялась в воздух. Ее испытаниями руководил ведущий инженер Г.С. Кузнецов. Полеты подтвердили ожидаемое улучшение взлетно-посадочных характеристик (что было особенно важно для корабельного самолета), также характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки Т10-24 стал "предтечей" палубного истребителя Су27К (Су-33), а также других модернизированных машин семейства Су-27 - Су-34, Су-35 и Су-37.
      

Полукобра" над палубой

ЕДИНСТВЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ АВИАНОСЕЦ ПРОЙДЕТ МОДЕРНИЗАЦИЮ /AVIA.RU/ 2 апреля 2010, - Тяжелый авианесущий крейсер Северного флота России "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пройдет полномасштабную модернизацию на судостроительном предприятии "Севмаш", сообщает Lenta.ru. Работы по ремонту и техническому совершенствованию авианосца начнутся в 2012 году. Обновленный корабль будет вновь спущен на воду в 2017 году. В рамках модернизации на "Адмирале Кузнецове" будут полностью заменены оружейные системы и устаревшее радиоэлектронное оборудование. Как ожидается, будет увеличено авиакрыло корабля. Поскольку авианосцу предстоит масштабная замена оборудования, работы могут быть завершены позже 2017 года. В частности, на модернизируемом для ВВС Индии авианосце "Адмирал Горшков" работы начались в 2004 году, а корабль планировалось сдать в 2008 году. В 2010 году сроки были перенесены на 2012-2013 год. В модернизации "Адмирала Кузнецова" могут принять участие инженеры украинского Черноморского завода, на котором авианосец был спущен на воду в 1985 году. Впрочем, конкретных договоренностей о совместных работах пока не достигнуто.

РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ БУДУТ ГОТОВИТЬ НА УКРАИНЕ /AVIA.RU/ 30 марта 2010, - Морские летчики Северного флота нынешним летом могут возобновить тренировки на комплексе палубной авиации "НИТКА" в Крыму, сообщает NEWSru.com. При этом строительство аналогичного центра в Ейске (Краснодарский край) будет продолжено. Полеты палубных истребителей Су-33 из состава корабельного истребительного авиаполка могут начаться уже в июне-июле. На высоком уровне все вопросы по этому поводу сняты и в ближайшее время должна быть достигнута окончательная договоренность. Начавшееся потепление в российско-украинских отношениях не снимает с повестки дня строительство в краснодарском Ейске центра боевого применения морской авиации. Это позволит России гарантированно готовить своих морских летчиков для тяжелых авианесущих крейсеров и больше не зависеть от периодически меняющейся политической конъюнктуры на Украине.

КИТАЙ НЕ ПОЛУЧИТ ПАЛУБНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ СУ-33

/AVIA.RU/
10.03.2009
Переговоры между Китаем и Россией о покупке истребителей Су-33 зашли в тупик из-за разногласий о минимальном размере партии, сообщает РИА Новости со ссылкой на агентство Ассошиэйтед.
По информации журнала Kanwa Defense Review, выходящего в Гонконге, Пекин намеревался приобрести у России до 50 истребителей Су-33, но желал вначале ограничиться двумя самолетами в качестве "образцов".
По данным журнала, Россия отвергла это предложение, опасаясь того, что Китай может использовать поставленные самолеты для того, чтобы скопировать технологию.
Китай увеличил свое предложение до 14 истребителей, однако, по мнению России, такая партия не окупит издержек, которые понадобятся, чтобы привести боевые машины в соответствие со спецификациями китайской стороны, уточняет издание.

BACK / HOME / NEXT

Су-33

Hosted by uCoz