Российский сверхманевренный истребитель пятого поколения
С-37 "Беркут" (Су-47)
Максимальная скорость
на высоте около 10 км.................... 2 200 км/ч (М=2,1)
на высоте около 3 км..................... 1 400 км/ч (М=1,12)
Практический потолок....................... 18 000 м
Практическая дальность..................... 3 300 км
Взлетная масса
нормальная............................... 25 670 кг
максимальная............................. 34 000 кг
Размах крыла............................... 16,7 м
Длина самолета............................. 22,6 м
Стояночная высота.......................... 6,4 м
Площадь крыла.............................. 55 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка... 9,0
Двигатель Д-30Ф6........................... 2 х 15 600 кгс
В рамках программы советского истребителя
пятого поколения (И-90) "ОКБ Сухого"
предложило самолет с КОС (крылом обратной стреловидности), обладающий высокими
маневренными характеристиками на дозвуковых скоростях (в частности, способностью
сохранять устойчивость и управляемость на критических углах атаки до 60 и более
градусов, т.е. сверхманевренность) и не уступающий лучшим истребителям на
сверхзвуковых скоростях. Руководителем проекта - Главным конструктором самолета
был назначен Михаил Погосян (с марта 1998 года - Сергей Коротков), общее руководство
осуществлял Генеральный конструктор ОКБ "Сухого" Михаил Симонов.
В конце 1980-х с привлечением других авиационных
производственных объединений начались работы по подготовке к постройке экспериментального
самолета.
В 1997 году был построен первый экземпляр
экспериментального самолета, летающей лаборатории, получившей индекс С-37 и
название "Беркут", предназначен как для статических прочностей, так и для летных
испытаний.
Летом 1997 года "Беркут" перевезли на территорию
ЛИИ (Летно-Испытательный Институт). В начале сентября были проведены скоростные пробежки,
а уже 25-го сентября самолет, пилотируемый летчиком-испытателем Игорем Вотинцевым
(ныне Героем Российской Федерации), совершил первый полет.
Самолет выполнен по аэродинамической схеме
"интегральный неустойчивый триплан" со среднерасположенным крылом обратной
стреловидности, цельноповоротным хвостовым оперением относительно малой площади.
КОС - самая яркая внешняя особнность С-37,
резко отличающая облик этой машины от всех других самолетов.
Экспериментальный самолет создавался под принципиально
новые двигатели пятого поколения разработки АО "Люлька-Сатурн".
Новый комплект БРЭО (бортового радио-электронного оборудования),
которым будет оснащен "Беркут", должен обеспечить автоматическое управление различными
системами (в том числе системами с элементами искуственного интеллекта).
Таким образом, "Беркут" можно рассматривать как
уникальную летающую лабораторию для отработки широкого круга принципиально новых технических
решений, которые будут использованы в конструкции истребителя 5-го поколения.