Тактико-технические характеристики:
Экипаж......................................... 1 чел. Скорость, км/ч максимальная на высоте до 10 км ............. 1 010 максимальная на высоте до 3 км .............. 1 042 крейсерская.................................. 960 Практический потолок, м ....................... 12 600 Дальность, км перегоночная................................. 680 действия..................................... 240 Масса, кг пустого ..................................... 7 484 нормальная взлетная.......................... 10 300 максимальная взлетная........................ 11 300 Максимальная боевая нагрузка, кг .............. 2 000 Длина разбега, м .............................. 1850-2600 Длина пробега, м .............................. 1580-1670 Габариты самолета, м размах крыла ................................ 7,32 длина ....................................... 15,5 высота ...................................... 4,37 Силовая установка ТРД Р-27-B-300, кгс ......................... 6 100 и два РД36-35ФВР, кгс ....................... 2 по 3 050
Предназначен для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов при базировании на авианесущих кораблях с длиной палубы не менее 180 м, а также для авиационной поддержки боевых действий сухопутных войск в тактической и ближней оперативной глубине расположения противника при использовании с передвижных мобильных площадок, выполненных в виде автомобильного прицепа. Як-38М может также использоваться для борьбы с воздушными целями типа военно-транспортные самолеты и вертолеты, а также для борьбы с самолетами и вертолетами ДРЛО и противолодочными самолетами.
Работы по созданию боевого самолета с вертикальным взлетом и посадкой начались в 1962 г. в ОКБ им. А. С. Яковлева. В 1964 г. был поднят в небо первый боевой самолет с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. С 1974г. начался его серийный выпуск (построен 231 самолет). Был разработан также вариант двухместного учебно-тренировочного истребителя Як-38У.
Як-38 имеет лобовой нерегулируемый воздухозаборник с перегородкой и два подъемно-маршевых двигателя. Стабилизация осуществляется струйными рулями, которые управляются автопилотом. Разгон выполняется при повороте сопел турбореактивных двигателей в горизонтальное положение. Но испытания показали, что самолет исключительно сложен в пилотировании.
В результате модернизации в 1983 г. был создан самолет Як-38М, снабженный двумя подкрыльными подвесными топливными баками и усовершенствованным вооружением. Самолет оснастили тремя турбореактивными двигателями: одним подъемно-маршевым и двумя подъемными. Такая комбинация была вынужденная, так как для Як-38М пришлось коренным образом модифицировать двигатели. Подъемные двигатели размещены по схеме "тандем" в отсеке передней части фюзеляжа за кабиной пилота. Подъемно-маршевый двигатель расположен в средней части фюзеляжа, имеет боковые однорежимные воздухозаборники и две поворотные насадки реактивного сопла, изменяющие направление вектора тяги. На режимах вертикального взлета и посадки, а также переходных режимах управление всеми двигателями осуществляется одной рукояткой управления двигателями с автоматической модуляцией тяги подъемных и подъемно-маршевого двигателя по тангажу, дополняя систему реактивного управления.
Для удобства загрузки самолета в ангар корабля концевые части крыльев складываются.
В состав бортового оборудования Як-38М входят: дублированный автопилот, радионавигационные системы, системы радиосвязи, радиопомех и радиоопознавания СРО-2, коллиматорный прицел.
Самолет оборудован катапультным креслом К-З6, обеспечивающим автоматическое катапультирование на взлетно-посадочных режимах. Это была первая в отечественной практике система катапультирования, которая на режимах висения в случае возникновения аварийной ситуации обеспечивала автоматическое (без вмешательства летчика) покидание самолета.
Вооружение самолета состоит из подвесного артиллерийского, ракетного и бомбардировочного, а также встроенной пушечной установки. Як-38М может нести УР "воздух-воздух" ближнего боя Р-6О и Р-6ОМ, УР "воздух-поверхность" Х-23 и Х-25, НУР, до шести бомб массой 100 кг, пушечные контейнеры УПК-23 (калибр 23 мм), глубинные бомбы на четырех узлах внешней подвески. Максимальная масса боевой нагрузки (при взлете с пробегом) 2000 кг.
В 1980 г. несколько самолетов Як-38 было направлено в Афганистан, где они действовали с ограниченных площадок в условиях высокогорья (в ходе боевых действий Як-38 потерь не понесли).
За период 15-летней эксплуатации потеряно 36 самолетов, в 31 случае летчики успешно катапультировались (в 18 случаях катапультирование выполнялось автоматически).
В настоящее время серийный выпуск прекращен.