Тактико-технические характеристики:
Экипаж, чел................................... 1 Скорость, км/ч максимальная на высоте около 10 км ..... 2500 максимальная на высоте до 3 км ......... 1400 Практический потолок, м ................... 18000 перегоночная ........................... 6500 действия ............................... 1450-3200 Масса, кг максимальная взлетная ................. 34000 нормальная взлетная ................... 25700 пустого самолета ...................... 18400 Максимальная боевая нагрузка, кг ......... 8000 Габариты самолета, м размах крыльев ......................... 14,7 длина ................................. 22,18 высота ................................. 6,43 Двигатели: ТРДДФ АЛ-31ФУ с системой УВТ, кгс ...... 2 по 14500
Предназначен для нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику, в том числе малозаметному (с малым ЭПР), с целью завоевания превосходства в воздухе. Су-37 является дальнейшим развитием Су-35. 2 апреля 1996 г. состоялся первый полет самолета.
На самолете были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости, в частности: разворот в плоскости тангажа на 360o ("Чарка Фролова"); фиксированный (за время менее 10 с) боевой разворот; поворот на вертикали; "Кобра Пугачева" с углами атаки 150-180o; разворот на "Кобре"; переворот на "Колоколе"; переворот с потерей высоты 300-100 м. Технические решения, реализованные в конструкции нового истребителя, обеспечили: многоканальность и алгоритмическую защищенность всех информационных и прицельных систем; атаку наземных целей без выхода в зону ПВО противника; маловысотный полет с облетом и обходом наземных препятствий; автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям; противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника; автоматизацию всех этапов полета и боевого применения.
Самолет выполнен по схеме "неустойчивый интегральный триплан", сочетающий нормальную аэродинамическую схему с передним горизонтальным оперением (ПГО). Конструкция планера в целом подобна планеру самолета Су-27, однако при создании Су-37 использовались новые алюминиево-литьевые сплавы, знчительно расширено применение композиционных материалов. Для самолета разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива. По сравнению с Су-27 несколько увеличена высота и хорда вертикального оперения истребителя. Кессоны килей, выполненных из углепластика, используются также в качестве топливных баков. Усилены стойки шасси, что обусловлено возросшей взлетной массой самолета, носовая опора снабжена двумя колесами.
Самолет оснащен катапльтным креслом КД-36ДМ с углом наклона спинки 30o. По сравнению с Су-27 увеличен запас кислорода, установлены контейнеры с запасом пищи и воды, а также устройство утилизации отходов.
На опытном самолете Су-37 установлены двигатели с системой управления вектором тяги по каналу тангажа. Они оснащены цифровой электронной системой управления, интегрированной с системой управления самолетом. В двигателе обеспечено охлаждение поворотной части сопла на режиме полного форсажа и максимальном угле поворота. Система управляемым вектором тяги позволяет управлять самолетом как в плоскости тангажа, так и рыскания, что достигается рассогласованием направления тяги правого и левого двигателей. Су-37 имеет убирающуюся штангу топливоприемника системы дозаправки топливом в полете.
Истребитель Су-37 оснащен цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) самолетом, которая обеспечивает управление всеми рулевыми поверхностями, а также отклонением вектора тяги двигателей посредством перемещения ручки управлени самолетом. При этом безопасность полета достигается автматически ограничением перегрузок самолета в зависимост от полетной массы и полетных режимов. Имеется режим автоматического выхода из штопора.
Установка нового комплекса бортового оборудования с увеличенным энергопотреблением потребовала увеличения мощности электро- и гидропитания. По сравнению с самолетом Су-27 установлены новые электрогенераторы и гидронасосы.
БРЭО самолета включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта, и обеспечивает упреждающее поражение воздушных целей (в том числе и малозаметных) на дистанциях, гарантирующих от возможности ответного удара противника. Истребитель Су-37 оснащен комплексом, включающим импульсно-доплеровскую БРЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой и БРЛС заднего обзора. Дальность обнаружения цели типа истребитель составляет 80-100 км. РЛС обеспечивает обнаружение 15 воздушных целей и одновременное управление полетом шести ракет класса "воздух-воздух". Усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем. Оптико-локационная система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом летчика в единый комплекс. На самолете установлена аппаратура автоматической защищенной системы обмена данными о целях, позволяющая лучше координировать действия нескольких истребителей, ведущих групповой бой. Комплекс обороны включает: оптические датчики предупреждения об атакующих ракетах противника, станцию радиотехнической разведки нового поколения, активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационных диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и ИК помех. Автоматизированы все этапы полета, включая боевое применение по воздушным целям, атаки наземных объектов без входа в зону ПВО противника, противодействие радио- и оптоэлектронным средствам РЭБ. По информации, поступающей от навигационной системы, САУ решает задачи полета по маршруту с облетом запрограммированных промежуточных пунктов маршрута, возврата на аэродром, предпосадочного маневрирования и захода на посадку до высоты 60 м. Имеется режим автоматического управления полетом на предельно малой высоте, с обходом или облетом наземных препятствий. Связное оборудование включает: радиостанции УКВ и КВ диапазона, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.
Боевая нагрузка размещается на 12 узлах внешней подвески. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески. Вооружение самолета включает: пушку ГШ-301 (калибр 30 мм); до 14 УР различных типов, в том числе до семи УР сверхбольшой дальности Р-37 или КС-172 (дальность пуска до 400 км); УР средней дальности Р-77 и Р-27 различных модификаций; УР малой дальности Р-73, ракеты класса "воздух-земля" Х-29Т, Х-29Л; противорадиолокационные ракеты Х-31П; КАБ различных типов (в том числе КАБ-1500); НАР и свободнопадающие бомбы. Система управления оружием позволяет производить пуск УР в атоматическом режиме с заданными интервалами.
|