BACK / HOME / NEXT

Истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки


Як-141

Тактико-технические характеристики:

Экипаж......................................... 1 чел. 
Скорость
  максимальная на высоте до 10 км ............. 1 800 км/ч
  максимальная на высоте до 3 км .............. 1 250 км/ч
Практический потолок .......................... 15 000 м
Дальность
  перегоночная................................. 2 100 км
  действия..................................... 690 км
Масса
  пустого ..................................... 11 650 кг
  нормальная взлетная.......................... 15 800 кг
  максимальная взлетная........................ 19 500 кг
Максимальная боевая нагрузка................... 2 600 кг
Длина разбега.................................. 180-260 м
Длина пробега.................................. 150-160 м
Габариты самолета
  размах крыла ................................ 10,11 м
  длина ....................................... 18,36 м
  высота ...................................... 4,99 м
Силовая установка 
  ТРДДФ Р-79................................... 15 500 кгс
  и два ТРД РД-41.............................. 2 по 4 100 кгс
       Предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения штурмовых ударов по наземным и надводным целям в любое время суток и года, в простых и сложных метеоусловиях, на всех географических широтах базирования. Может эксплуатироваться на взлетно-посадочных площадках ограниченного размера и кораблях. Он способен взлетать без выруливания на взлетно-посадочную полосу непосредственно из укрытий по выводной рулежной дорожке.
       Рабочее проектирование самолета началось в 1977 г. на базе истребителя Як-38М. Построено четыре опытных самолета, из них два - для летных испытаний, первый из которых впервые поднялся в воздух 9 марта 1987 г.
Основными отличиями самолета Як-141 от Як-38М являются:
       Як-141 - высокоплан нормальной схемы, с высокорасположенным складывающимся на стоянке крылом, двухкилевым вертикальным оперением, одним подъемно-маршевым турбореактивным двигателем РД-41 с тягой 15 500 кгс на форсаже, находящимся в хвостовой части и двумя подъемными турбореактивными двигателями с тягой по 4100 кгс каждый за кабиной летчика. Фюзеляж самолета построен по двухбалочной схеме. Балки выдаются далеко назад от среза сопла маршевого двигателя. Поэтому вертикальное и горизонтальное оперение, расположенное на них, как бы находится за пределами зрительной границы единого корпуса.
       Управление угловым положением самолета в горизонтальном полете осуществляется с помощью аэродинамических поверхностей, на режимах взлета-висения и полета с малой скоростью - струйными рулями.
       Прицельный комплекс Як-141 в своем составе имеет бортовую вычислительную машину, вокруг которой формируется импульсно-доплеровская РЛС, систему управления огнем, нашлемную систему целеуказания и лазерно-телевизионную систему наведения. Прицельно-пилотажная информация выводится на ИЛС и многофункциональный экранный индикатор на приборной доске. Имеются аппаратура радиоэлектронного противодействия, устройства выброса тепловых ложных целей или дипольных отражателей.
       Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает ручное, директорное и автоматическое управление самолетом от взлета до посадки, в любое время суток, в различных метеоусловиях, на всех географических широтах. В его состав входят: инерциальная система наведения, радиовысотомер, автоматический радиокомпас, автономный навигационный вычислитель и аппаратура спутниковой навигационной системы.
       Вооружение включает встроенную пушку ГШ-30-1 (калибр 30 мм, 6оекомплект 120 патронов). На четырех (позднее на шести) подкрыльных пилонах могут подвешиваться управляемые ракеты класса "воздух-воздух" (Р-77, Р-27 средней дальности и Р-73 малой дальности или Р-60 ближнего воздушного боя) и "воздух-поверхность" (Х-26, Х-31А, Х-35). Для нанесения ударов по наземным объектам могут подвешиваться УР Х-25 и ПРЛР Х-31П, пушечные установки (калибр 23 мм, боекомплект 250 патронов) или пусковые блоки неуправляемых авиационных ракет калибра от 80 до 240 мм, до шести бомб массой 500 кг.
      В 1992 году Як-141 был с боьшим успехом продемонстрирован на международной авиационной выставке в Фарнборо и оценен как выдоющееся достижение, на 10-15 лет опережающее разработки США и Великобритании. Пересмотр военных программ авиапромышленности России и резкое сокращение финансирования привели к замораживанию работ по этой перспективной машине.
Hosted by uCoz