...Назад [Як-141] Домой Дальше... [Бе-42]
Учебно-тренировочный самолет


Як-130

Тактико-технические характеристики:

Экипаж......................................... 2 чел. 
Скорость, км/ч
  максимальная на высоте до 10 км ............. 1 000
  максимальная на высоте до 3 км .............. 1 050
  крейсерская.................................. 960
Практический потолок, м ....................... 12 500
Дальность, км
  перегоночная................................. 2 000
Масса, кг
  нормальная взлетная.......................... 6 000
  максимальная взлетная........................ 8 500
Максимальная боевая нагрузка, кг .............. 2 000
Длина разбега, м .............................. 380
Длина пробега, м .............................. 670
Габариты самолета, м
  размах крыла ................................ 10,64
  длина ....................................... 11,9
  высота ...................................... 4,7
Силовая установка 
  ТРДД ДВ-2С, кгс.............................. 2 по 2200
       Предназначен для подготовки летного состава фронтовой авиации и должен был заменить находящиеся в эксплуатации устаревшие самолеты Л-39.
       Як-130 (первоначальное обозначение УТС-Як) разрабатывался совместно с итальянской фирмой "Аэрмакки" и входит в состав учебно-тренировочного комплекса, включающего также дисплейные классы, процедурные и функциональные тренажеры, а также самолет Як-54 для начальной подготовки. Первый полет опытного Як-130 состоялся в 1995 г.
       Как модификация разрабатывается Як-130Д — демонстрационный образец, который по конфигурации и системе управления будет близок к серийной версии машины. На основе базового учебно-тренировочного варианта создается палубный учебно-тренировочный самолет, снабженный складным крылом, усиленными стойками шасси и тормозным гаком, а также экспортный одноместный ударный вариант, имеющий усиленное вооружение и оснащенный бортовой РЛС.
       Як-130 выполнен по нормальный аэродинамической схеме, с крыльями, имеющими развитые наплывы и концевые шайбы, и размещенными под ними воздухозаборниками. Кабина с тандемным расположением сидений и фонарем. Гарантированно безопасный ресурс планера 10 000 ч. Ресурс может быть увеличен до 15000 ч, что примерно соответствует выполнению 20 000 посадок и календарному сроку службы 30 лет.
       На самолете установлены два турбореактивных двигателя с цифровой системой управления.
       Электродистанционная трехканальная система управления полетом имеет четырехкратное резервирование с ограничением опасных режимов и обладает возможностью перепрограммирования характеристик устойчивости и управляемости для имитации поведения тяжелого самолета и маневренного истребителя. Самолет оборудован инерциальной навигационной системой, радионавигационной системой, радиовысотомером, приемником спутниковой навигационной системы.
       Основной отличительной особенностью самолета является наличие системы объективного контроля как бортового оборудования, так и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой положения рук летчиков, их глаз, внутри- и внекабинного пространства. На видеомагнитофон также постоянно идет запись информации об индикации на ИЛС. Для отработки действий по воздушным целям используются лазерная пушка-имитатор, а также приемники лазерного излучения. Компоновка приборных досок и пультов близка к истребителям четвертого и пятого поколений. Акцент сделан на реализацию тренировочных задач с имитацией применения оружия в условиях игрового движения целей, изменения помеховой обстановки, с возможностью анализа и разбора ошибок непосредственно в полете и воспроизведения полета на наземном тренажере.
       Установлены катапультные кресла К-З6. Приборные доски инструктора и курсанта могут быть оснащены двумя многофункциональными экранными индикаторами. В кабине курсанта установлен ИЛС. Возможно использование нашлемной системы индикации.
       На семи внешних узлах могут подвешиваться пушечные установки, управляемые ракеты, корректируемые и обычные бомбы. Высокая эффективность применения Як-130 обусловлена следующими показателями:
  • уникальными для учебного самолета маневренными качествами, позволяющими реализовать перегрузку установившегося виража более 5 на высоте 4500 м и скорости 700 км/ч, а радиус неустановившегося виража — не более 200 м;
  • способностью выполнять маневры и сохранять устойчивость и управляемость при углах атаки до 35° что позволяет обучать нестандартным маневрам, характерным для истребителей четвертого и пятого поколений;
  • возможностью имитации поведения в воздухе самолетов с различными степенью статической устойчивости и динамическими характеристиками;
  • активной системой безопасности полета;
  • возможностью базирования как на грунтовых, так и на бетонных взлетно-посадочных полосах длиной не более 1000 м;
  • возможностью использования самолета в качестве наземного тренажера;
  • возможностью имитации на борту работы системы управления оружием и прицельно-навигационных комплексов современных самолетов с управлением поведением цели с места инструктора;
  • имитацией применения оружия без его реального использования; :-
  • системой многопараметрического объективного контроля за действиями курсанта;
  • высоким уровнем эксплуатационной технологии.

    http://www.youtube.com/watch?v=Dv5Pl9aYu70

    КИТАЙ ПРЕДЛОЖИЛ УКРАИНЕ ПРОДАТЬ ЛИЦЕНЗИЮ НА ПРОИЗВОДСТВО АВИАДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ЯК-130
    /AVIA.RU/
    28.07.2009
    28 июля, AVIA.RU - Пекин обратился к Украине с предложением продать ему лицензию на производство авиадвигателя Аи-222-25 для учебно-боевых самолетов типа Як-130. "Китай уже научился хорошо копировать самолеты, а вот двигатели пока делать еще не научился", - заметил в этой связи председатель совета директоров компании "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, передает "Известия.Ру" со ссылкой на UNIAN. По его словам, Китай вышел на первое место в мире по копированию различной техники, в том числе и передовых образцов самолетов. "Они закупили, в частности, сканирующую лазерную установку, с помощью которой в пяти координатах величин по сантиметру скопировали весь фюзеляж российского истребителя Су-27. В России 15 лет разрабатывали, а затем массово выпускали этот истребитель, а они за неделю с помощью современных технологий скопировали его корпус", - восхитился глава крупнейшего на Украине производителя авиационных двигателей. Однако, по его словам, авиадвигатели, требующие высокоточного производства, в Китае копировать пока еще не научились, а потому официальные власти готовы закупать официальные лицензии на их производство. "Пока нет лицензии, они закупают у нас по 200-300 авиадвигателей, но хотели бы производить их самостоятельно", - сказал Богуслаев. Уникальный авиадвигатель Аи-222-25 выпускается на паритетных началах украинским заводом "Мотор Сич" и московским машиностроительным производственным предприятием "Салют". "Мотор Сич" делает газогенератор, а "Салют" производит сборку и испытания двигателя, уточняет .
    ПРОГРАММА ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО ОБРАЗЦА УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЕТА ЯК-130 НАЧНЕТСЯ В НОЯБРЕ ЭТОГО ГОДА
    /РИА "Новости"/
    01.06.2003
           Программа летных испытаний первого серийного образца учебно-боевого /УБ/ самолета ЯК-130, собранного на нижегородском авиастроительном заводе "Сокол", начнется в ноябре этого года. Об этом в пятницу сообщил журналистам генеральный директор ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" /НАЗ "Сокол"/ Михаил Шибаев.
           По его словам, программу летных испытаний планируется завершить в 2004-2005 году. Опытная партия самолетов для испытаний будет изготовлена в течение текущего и следующего года.
           Как отметил гендиректор авиазавода, производство ЯК-130 является приоритетным направлением деятельности "Сокола". "Мы планируем запустить этот самолет в серийное производство, а в будущем наладить выпуск модификаций", - сказал он.
           Шибаев также сообщил, что в июне самолет ЯК-130 будет представлен на 45 международном авиасалоне в Ле Бурже /Франция/. Но, по словам гендиректора, демонстрационных полетов нового самолета не будет, и во Францию ЯК-130 полетит на ИЛ-76.
           Работы по программе создания легкого реактивного учебно-боевого самолета ЯК-130 ведутся в соответствии с государственным контрактом, подписанным ОКБ им.Яковлева с минобороны России. Минобороны определяет ЯК-130 как базовый учебно-боевой самолет для ВВС России.
           ЯК-130 - самолет двойного применения, он может использоваться как учебно- тренировочный самолет /УТС/ или как легкий ударный самолет /ЛУС/.
           В качестве УТС ЯК Ц130 обеспечивает в короткие сроки высококачественную подготовку летного состава практически для любого типа истребителей четвертого и пятого поколений.
           ЛУС ЯК-130 может нести любые виды современного вооружения общим весом до трех тонн и обеспечивает выполнение боевых задач с высокой эффективностью.
  • BACK / HOME / NEXT
    Hosted by uCoz