Истребитель-перехватчик
МиГ-25П
Предназначен для поражения воздушных целей днем и ночью,
в простых и сложных метеоусловиях, а также в условиях
организованных помех. Первый в мире серийный истребитель,
достигший рубежа скорости 3000 км/ч.
В 1961 г. в ОКБ им. А. И. Микояна началось проектирование
самолета Е-155, и в сентябре 1964 г. в небо поднялся опытный
перехватчик Е-155П-1. В 1970 г. подписан акт о государственных
испытаниях перехватчика, а в 1972 г. МиГ-25П официально принят на
вооружение авиации ПВО.
На базе истребителя-перехватчика МиГ-2511 созданы модификации:
-
МиГ-25ПД - истребитель-перехватчик, модернизированный с
-
БРЛС "Сапфир-25" (1978);
-
МиГ-25ПДС - вариант с возможностью подвески ракет Р-60 (1979);
-
МиГ-25ПМ - перехватчик с теплопеленгатором (1980).
МиГ-25П представляет собой высокоплан с крылом умеренной стреловидности,
вертикальным оперением двухкилевой схемы и управляемым в полете
низкорасположенным стабилизатором. Такая схема расположения крыла в
сочетании с несущими боковыми воздухозаборниками дает минимальные потери
аэродинамического качества самолета из-за интерференции крыла с
фюзеляжем.
Шасси трехопорное. Передняя стойка имеет спаренные колеса, главные -
снабжены одинарными колесами большого диаметра, что обеспечивает
проходимость по грунтовым аэродромам.
Около 80% конструкции планера выполнено из стали, 8% - из
титановых сплавов, 11% - из алюминиевых сплавов, 1% - из
других материалов. Изготовлен с широким использованием сварки.
Органической частью конструкции фюзеляжа являются сварные топливные баки.
В хвостовой части фюзеляжа расположены два турбореактивных
двигателя Р-15Б-300. Тяга двигателей на полном форсаже - 11 200 кг.
В качестве топлива используется высокотемпературный керосин Т-6.
Он же использовался в качестве теплоносителя в системе охлаждения.
На МиГ-25П установлено радиотехническое, пилотажно-навигационное,
радиосвязное бортовое оборудование, система навигации и посадки "Полет-1И".
Радиотехническое оборудование включает: радиолокационный
прицел РП-25 "Смерч-А2", обеспечивающий поиск, обнаружение, захват
цели, прицеливание и пуск ракет. На истребителях
МиГ-25ПД и ПДС установлены импульсно-доплеровская РЛС
"Сапфир-25" (способна сопровождать на проходе до шести целей);
радиолокационная система определения государственной
принадлежности цели и выдачи ответных сигналов, аппаратура
системы наведения "Лазурь", которая обеспечивает выход на
цель в автоматическом или директорном режиме по командам
АСУ "Воздух-1"; станция предупреждения об облучении самолета РЛС
противника СРО-2М/СРЗО-2.
Пилотажно-навигационное оборудование включает автоматическую систему
управления САУ-155, которая поддерживает связь
с наземными радиолокационными станциями систем наведения и
посадки в режиме активной радиолокации и состоит из автоматического
радиокомпаса АРК-10, радиовысотомера РВ-4, приемника радионавигационной
системы ближней навигации РСБН-6С.
Радиосвязное оборудование состоит из УКВ и KB радиостанций для двусторонней
связи с землей и между самолетами в
воздухе, аварийной радиостанции для связи при аварии или вынужденной
посадке и подачи сигналов бедствия, речевого информатора, который оповещает
летчика и руководителя полетов об аварийной ситуации и опасных режимах полета.
Система навигации и посадки "Полет-1И" при совместной работе с наземным
радиомаяком и посадочной радиомаячной группой обеспечивает программный
набор высоты, маршрутный полет, возврат на аэродром вылета или один из
трех запасных аэродромов посадки, заход на посадку на малых высотах и
повторный заход на посадку.
Катапультное кресло КМ-1 (КМ-1М) обеспечивает возможность
покидания самолета во всем диапазоне высот при скорости 130-1200 км/ч.
В состав вооружения самолета входят до четырех УР класса
"воздух-воздух" Р-40 с тепловыми и радиолокационными головками
самонаведения. Ракеты подвешиваются на четырех пилонах под крылом.
На МиГ-25ПД(ПДС) возможна подвеска четырех УР ближнего боя Р-6ОМ с
тепловой головкой самонаведения, а под фюзеляжем могут подвешиваться
подвесные топливные баки большой емкости (5300л).
Состоит на вооружении войск ПВО ряда стран СНГ, а также
Алжира, Ливии, Сирии, Ирака и Индии. Серийное производство
МиГ-25 продолжалось до 1985 г., построено 1186 самолетов всех
модификаций (включая и разведывательные варианты самолета).
Применялся в сирийско-израильском конфликте (1982), а также ирано-иракской
войне (1980-1988) и в войне в районе Персидского залива (1991).