ГЛАВНАЯ САМОЛЕТЫ ВЕРТОЛЕТЫ ИСТОРИЯ ВИДЕО ОБОИ

РОССИЯ - РОДИНА ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ


Полковник Алексей ПАШКОВ,
начальник военно-исторической группы
отдела оперативного управления Главного штаба ВВС.
Василий ГОЛОТЮК
научный сотрудник Военного университета
противовоздушной обороны
"Вестник воздушного флота"; 3.2001

       Россия может считаться родиной творческого осмысления и обоснования понятий "завоевание господства в воздухе" и "воздушный бой". Русские авиаторы и воздухоплаватели одними из первых в мире выдвинули идею создания для решения этих задач специальных аэропланов. Эти аэропланы сводились в истребительные отделения, истребительные отряды и истребительные группы. Так 85 лет назад в российской военной авиации появился новый род - истребительная авиация.
       В 1908 году в газете "Русский инвалид" была опубликована статья "Военное применение аэропланов", где впервые выдвигалась идея борьбы "за господство государства в воздушной стихии" и для выполнения этой специфической задачи требовалось создать специальный тип самолета - истребитель. После проведенных в августе 1913 года маневров Петербургского военного округа, а также по опыту 1-й Балканской войны 1912 -1913 гг. открыто встал вопрос о необходимости формирования в русской армии истребительной авиации. Одновременно настойчиво высказывалось мнение о необходимости вооружения аэропланов автоматическим оружием для борьбы с самолетами-разведчиками противника. Составленные в Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба "Соображения о взаимоотношениях летательных аппаратов в применении на практике военного дела" определяли использование аэропланов для "борьбы с воздушным флотом неприятеля", и в качестве задачи первостепенной важности была названа задача "уничтожить или отогнать воздушный флот неприятеля...".
       15 августа 1913 года начальник Генерального штаба генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский утвердил "Краткие руководящие данные для пользования аэропланами как средством разведки и связи, а также боевого их применения", Принятый д окумент можно считать первым в России официальным наставлением по боевому применению авиации, в котором наряду с применением аэропланов как средства разведки, связи, указано предназначение особых отрядов "боевых аэропланов, придаваемых армиям". Главная цель этих аэропланов - уничтожение агентов воздушной разведки неприятеля, т.е. его разведочных аэропланов и дирижаблей, для чего они снабжаются пулеметами и бомбометательными приборами...
       В связи с началом активного использования Германией своих военных дирижаблей (цеппелинов) для ведения разведки и бомбометания с целью поражения объектов и живой силы в прифронтовой зоне командование русской армии приняло решение о начале формирования воздушной обороны важных военно-административных и промышленных центров в полосе деятельности действующей армии и в глубоком тылу. Основу воздушной обороны составляли артиллерийские средства, а также выделяемые для этих целей авиационные отряды или отдельные экипажи. Среди первых на Восточноевропейском фронте была организована воздушная оборона города Варшавы, игравшая в течение 1914-1915 годов на театре войны ключевую роль. Для прикрытия с воздуха этого важного военно-административного центра впервые были использованы авиационные формирования. Так, в начале сентября 1914 года в район Варшавы был отправлен первый в России штатный истребительный авиационный отряд, созданный исключительно из числа добровольцев, под командованием выдающегося русского морского летчика старшего лейтенанта Н.А.Яцука, известного как одного из родоначальников тактики воздушного боя.
       В сентябре 1914 года над территорией Финляндии стали появляться германские дирижабли. Это вынудило военное командование России срочно создавать воздушную оборону столицы государства. Секретным приказом главнокомандующего 6-й армией № 90 от 30 ноября 1914 года вводилась в действие специальная инструкция, определившая привлечение различных средств борьбы с летательными аппаратами противника. В качестве авиации воздушной обороны Петрограда были привлечены 3 экипажа из инструкторов Гатчинской авиационной школы. В мае 1915 года была введена в действие "Инструкция № 2 для действия аэропланов при борьбе с воздушным противником", явившаяся первым руководящим документом для действий авиации воздушной обороны.
       Кроме инструкций нужны были и специальные самолеты. И в России началась работа по созданию специальных самолетов-истребителей. Наиболее удачным оказался проект талантливого русского авиационного конструктора И.И.Сикорского, разработанный в октябре 1914 года. Окончательно самолет-истребитель С-16 был доработан и введен в строй только в конце следующего года. По своим характеристикам он соответствовал всем требованиям воздушного боя того времени.
       В начале сентября 1915 года руководителем авиации в действующей армии великим князем Александром Михайловичем был представлен на рассмотрение Ставки Верховного главнокомандующего "Проект новой организации авиационных частей", определявший развитие русской авиации на ближайшую перспективу. В нем были учтены предложения многих русских летчиков.Так, начальник 20-го корпусного авиаотряда есаул В.М.Ткачев обоснованно выступил с предложениями о создании истребительных авиационных отрядов. Предложенный Проект был одобрен Верховным главнокомандующим и признавался в качестве нового плана в дальнейшем развитии русской авиации. Но имеющиеся скудные возможности по снабжению фронта авиационной техникой и вооружением не позволили в 1915 году приступить к формированию истребительной авиации в России.
       В следующем году интенсивность воздушного противоборства на Восточно-Европейском фронте заметно возросла. Это потребовало от русского военного командования ускорить проработку программы создания истребительных авиационных отрядов.
       Боевые авиаотряды и цеппелины заметно увеличивали количество налетов на прифронтовые города и населенные пункты, а также группировки войск русской армии. Так, 6 января 1916 года немецкие самолеты применили зажигательные бомбы над Минском с целью вызвать большие пожары в городе. Верховное немецкое командование вело активные проработки возможности нанесения воздушного удара по российской столице...
       В создавшихся условиях Ставка Верховного главнокомандующего пришла к выводу: медлить с созданием истребительной авиации в России уже нельзя. И вот 25 марта 1916 года начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии М.В.Алексеев подписал приказ № 329, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых штатных истребительных авиационных отрядов, соответственно 2-й, 7-й и 12-й.
       16 апреля 1916 года подпоручик И.А. Орлов, командир 7-го истребительного авиаотряда, отрапортовал великому князю Александру Михайловичу, что первый русский истребительный авиационный отряд сформирован и готов к выступлению на фронт. Он может считаться первым истребительным авиационным отрядом ВВС, для задач воздушной обороны к этому времени уже имелись истребительные авиаотряды. 25 мая 1916 года военный совет постановил в дополнение к ранее сформированным и стребительным авиационным отрядам создать еще девять, присвоив им нумерацию - 1,3,4,5, 6, 8,10 и 11-й истребительные отряды.
       На вооружении первых истребительных отрядов состояли как одноместные, так и двухместные самолеты "Ньюпор-Х", "Кордон" и другие. Летчик-наблюдатель на таких самолетах выполнял роль воздушного стрелка.
       С началом наступления русских войск на Восточном фронте, к лету 1916 года, заметно повысилась интенсивность воздушных боев. С германской стороны для воспрепятствования полетам русских самолетов-разведчиков были использованы специальные "авиационные отделения для борьбы с неприятельскими летчиками", имевшие в своем составе от 4 до 6 аэропланов типа "Фоккер", снабженных одним-тремя пулеметами.
       В связи с этим руководитель авиации действующей армии великий князь Александр Михайлович 3 июля 1916 года обращается в Ставку с докладом, в котором еще раз обосновывает необходимость создания истребительной авиации и определяет те задачи, которые она должна решать. Верховный главнокомандующий император Николай II с предложенными доводами соглашается. И, наконец, 20 июля 1916 года в качестве немедленной организационной меры издается приказ начальника штаба Верховного главнокомандующего № 918 об изменении штата корпусного авиационного отряда путем введения в него истребительного отделения двухсамолетного состава.
       Этот день может считаться днем окончательного формирования истребительной авиации русской армии.
       В августе 1916 года на базе Юго-Запад ного фронта было принято решение о создании боевой авиационной группы. В ее состав вошли 2,4 и 19-й корпусные авиаотряды, имевшие на вооружении в основном скоростные двухместные самолеты, оснащенные пулеметами. Объединение нескольких отрядов в группу на отдельном участке фронта носило экспериментальный характер. На должность командира авиагруппы была рассмотрена кандидатура известного русского летчика-аса штабс-ротмистра А.А.Козакова, начальника 19-го корпусного авиационного отряда. Вступление истребительной авиагруппы в борьбу за завоевание господства в воздухе ознаменовало переход к новому этапу развития авиации действующей армии. В сентябре 1916 года авиагруппа выполнила 88 боевых вылетов, провела 40 воздушных боев.
       К осени 1917 года истребительная авиация как род авиации действующей армии была представлена-истребительными авиаотделениями двухсамолетного состава в корпусных авиаотрядах, истребительными авиаотрядами при армиях и фронтовыми боевыми истребительными авиагруппами, что составляло 40,1% от общего состава Военного Воздушного Флота. Только за период с июля 1916 по октябрь 1917 года ею на Восточноевропейском фронте было сбито 188 самолетов противника.
       Действия истребительных авиационных отрядов в интересах воздушной обороны в годы Первой мировой войны были намного скромнее. В то же время благодаря их наличию германская авиация и военные дирижабли до самого конца войны опасались наносить удары по важным военно-административным и промышленным центрам внутренних областей России.
       Благодаря мужеству и отваге русских летчиков она уже с первых шагов своего существования заявила о себе как грозная сила, с которой был вынужден считаться воздушной противник. Последующие поколения российских авиаторов приумножили славу истребительной авиации и заставили говорить о ней с большим уважением.

ГЛАВНАЯ САМОЛЕТЫ ВЕРТОЛЕТЫ ИСТОРИЯ ВИДЕО ОБОИ
Hosted by uCoz