ГЛАВНАЯ САМОЛЕТЫ ВЕРТОЛЕТЫ ИСТОРИЯ ВИДЕО ОБОИ


АВИАЦИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

Генерал-полковник Виталий Павлов,
Герой Советского Союза
"ВЕСТНИК авиации и космонавтики";
2.1997

      Становление российской авиации сухопутных войск тесно связано с появлением относительно молодого класса летательных аппаратов - вертолетов. Первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами Ми-1, была сформирована в Серпухове в начале 1950-х годов. Несколько позже вертолетные поки, получившие на вооружение Ми1 и Ми-4, были развернуты в Торжке и Каунасе. В 1960-х годахвинторылая авиация вступила в новый период своего развития: вертолет стал боевой машиной.
      В СССР к экспериментам с установкой вооружения на борт вертолета приступили в 1958 году, когда начались испытания Ми-4, оснащенного неуправляемыми авиационными ракетами. В 1960 году был выполнен первый экспериментальный пуск противотанковой управляемой ракеты 9М14 "Малютка" с борта вертолета Ми-1. А в мае 1965 года руководителям вооруженных сил стран Варшавского Договора были продемонстрированы в действии четыре боевых вертолета Ми-1 с ПТУР "Малютка" и два Ми-4, оснащенных более мощными ракетами 9М17М "Фаланга-М". В 1967 году два противотанковых Ми-4АВ приняли участие в широкомасштабных учениях "Днепр", а через год в вертолетные полки начали поступать первые серийные вертолеты этого типа. Всего ВВС получили около 150 Ми-4АВ.
      В начале 1970-х на вооружение ВВС поступил первый отечественный боевой вертолет специальной разработки Ми-24, превосходивший по ряду характеристик лучшие зарубежные аналоги. На заводах в Арсеньеве и Ростове было построено более 2300 экземпляров Ми-24 всех модификаций. Эта машина поставлялась в 18 стран мира.
      Несколько раньше армейская авиация начала оснащаться транспортно-десантными вертолетами Ми-8, постепенно заменившими Ми-4, а также уникальными тяжелыми транспортными машинами Ми-6 и Ми-10. Винтокрылые машины увеличили мобильность сухопутных войск, придав им способность перемещаться и воевать "в трех измерениях". Вертолеты армейской авиации стали незаменимым средством при ведении разведки, корректировке артиллерийского огня, осуществлении радиоэлектронного противодействия, а также в решении многих других задач, возникающих в ходе современного боя. Следствием усиления роли вертолетов, действующих в интересах сухопутных войск, стало принятое в 1980-х годах решение об образовании армейской авиации в составе ВВС.
      Во второй половине 70-х годов на конкурсной основе начались ра-боты по созданию боевых вертоле-тов нового поколения, предназна-ченных для замены Ми-24. В 1977 году конструкторские бюро Н.И.Камова и М.Л.Миля приступили к разработке своих проектов. Одноместный опытный вертолет Ка-50 совершил первый полет 27 июля 1982 года, а 10 ноября того же года в воздух поднялся двухместный Ми-28.
      По результатам конкурсных испытаний в конце 1980-х годов вертолет Ка-50 был рекомендован для принятия на вооружение отечественной авиации. В 1995 году указом Президента РФ он был официально принят на вооружение. В то же время работы по Ми-28 были продолжены с учетом его экспортного потенциала.
      Отставание России от развитых стран Запада в области создания тепловизионной аппаратуры не позволило сразу обеспечить верто-леты нового поколения возможнос-тями полноценного ночного и всепогодного применения. Этот недостаток устранен в последующих модификациях этих машин. В 1996 году были созданы двухместный вертолет Ка-52 и "ночной" Ми-28Н, оснащенные радиолокационными и тепловизионными комплексами, значительно расширяющими боевые возможности. В 1997 году на летные испытания вышел и одноместный модифицированный Ка-50Н, оснащенный тепловизором. Важным компонентом авиации сухопутных войск должен стать новый многоцелевой вертолет Ка-60, предназначенный для решения широкого круга задач, в число которых входит разведка, перевозка вооруженного десанта, доставка оружия и боеприпасов в районы боевых действий, эвакуация раненых, охрана и патрулирование, а также ведение поисково-спасательных операций и обучение летного состава.
      В более отдаленной перспективе, при наличии достаточного финансирования, авиация сухопутных войск должна получить "летающую боевую машину пехоты" Ми-40, транспортно-десантный вертолет нового поколения Ми-38, легкие многоцелевые "летающие джипы", новые и модернизированные тяжелые транспортные вертолеты.
      Совершенствование боевых вертолетов продолжится в направлении дальнейшего повышения их летных характеристик и боевой живучести, снижения радиолокационной, тепловой, акустической и визуальной заметности, оснащения системами вооружения нового поколения, имеющими повышенную точность, дальность и эффективность поражения целей. Планируется интеграция разведывательных и боевых вертолетов, беспилотных летательных аппаратов различных типов, а пунктов передового авиационного наведения, воздушных и наземных центров управления в единый боевой комплекс, способный гибко, практически в реальном масштабе времени, реагировать на быстро меняющуюся обстановку современного боя.
      В настоящее время авиация сухопутных войск переживает период структурной реорганизации. В частности, осуществляется сокращение мелких частей и подразделений, переход на типовые организационные структуры фронтовых, армейских и корпусных комплектов авиации с учетом решаемых войсками задач и особенностей районов базирования. В дальнейшем предполагается усиление комплектов авиации фронтов, армий и армейских корпусов. Намечен переход на модульный принцип построения частей обеспечения.
      В условиях резкого сокращения численности сухопутных войск войсковая авиация, оснащенная летательными аппаратами различного назначения, высокоточным оружием, всепогодными и всесуточными средствами разведки и наблюдения, должна играть все большую роль в обеспечении национальной безопасности России.

ГЛАВНАЯ САМОЛЕТЫ ВЕРТОЛЕТЫ ИСТОРИЯ ВИДЕО ОБОИ
Hosted by uCoz