АВИАЦИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
Генерал-полковник Виталий Павлов,
Герой Советского Союза
"ВЕСТНИК авиации и космонавтики";
2.1997
Становление российской авиации сухопутных
войск тесно связано с появлением относительно молодого класса летательных
аппаратов - вертолетов. Первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами
Ми-1, была сформирована в Серпухове в начале 1950-х годов. Несколько позже
вертолетные поки, получившие на вооружение Ми1 и Ми-4, были развернуты в Торжке
и Каунасе. В 1960-х годахвинторылая авиация вступила в новый период своего развития:
вертолет стал боевой машиной.
В СССР к экспериментам с установкой вооружения
на борт вертолета приступили в 1958 году, когда начались испытания Ми-4,
оснащенного неуправляемыми авиационными ракетами. В 1960 году был выполнен
первый экспериментальный пуск противотанковой управляемой ракеты 9М14 "Малютка"
с борта вертолета Ми-1. А в мае 1965 года руководителям вооруженных сил стран
Варшавского Договора были продемонстрированы в действии четыре боевых вертолета Ми-1
с ПТУР "Малютка" и два Ми-4, оснащенных более мощными ракетами 9М17М "Фаланга-М".
В 1967 году два противотанковых Ми-4АВ приняли участие в широкомасштабных учениях
"Днепр", а через год в вертолетные полки начали поступать первые серийные вертолеты
этого типа. Всего ВВС получили около 150 Ми-4АВ.
В начале 1970-х
на вооружение ВВС поступил первый отечественный боевой вертолет специальной разработки
Ми-24, превосходивший по ряду характеристик лучшие зарубежные
аналоги. На заводах в Арсеньеве и Ростове было построено более 2300 экземпляров
Ми-24 всех модификаций. Эта машина поставлялась в 18 стран мира.
Несколько раньше
армейская авиация начала оснащаться транспортно-десантными вертолетами
Ми-8, постепенно заменившими Ми-4, а также уникальными тяжелыми транспортными
машинами Ми-6 и Ми-10. Винтокрылые машины увеличили мобильность сухопутных войск, придав
им способность перемещаться и воевать "в трех измерениях".
Вертолеты армейской авиации стали незаменимым средством при
ведении разведки, корректировке артиллерийского огня,
осуществлении радиоэлектронного противодействия, а также
в решении многих других задач, возникающих в ходе
современного боя. Следствием усиления роли вертолетов,
действующих в интересах сухопутных войск, стало принятое в 1980-х годах
решение об образовании армейской авиации в составе ВВС.
Во второй половине 70-х годов на конкурсной
основе начались ра-боты по созданию боевых вертоле-тов нового поколения,
предназна-ченных для замены Ми-24. В 1977 году конструкторские бюро Н.И.Камова
и М.Л.Миля приступили к разработке своих проектов. Одноместный опытный вертолет
Ка-50 совершил первый полет 27 июля 1982 года, а 10 ноября того же года в
воздух поднялся двухместный Ми-28.
По результатам конкурсных испытаний в
конце 1980-х годов вертолет Ка-50 был рекомендован для принятия на вооружение
отечественной авиации. В 1995 году указом Президента РФ он был официально
принят на вооружение. В то же время работы по Ми-28 были продолжены с учетом
его экспортного потенциала.
Отставание России от развитых стран Запада
в области создания тепловизионной аппаратуры не позволило сразу обеспечить
верто-леты нового поколения возможнос-тями полноценного ночного и всепогодного
применения. Этот недостаток устранен в последующих модификациях этих машин.
В 1996 году были созданы двухместный вертолет Ка-52 и "ночной" Ми-28Н,
оснащенные радиолокационными и тепловизионными комплексами, значительно
расширяющими боевые возможности. В 1997 году на летные испытания вышел и
одноместный модифицированный Ка-50Н, оснащенный тепловизором. Важным
компонентом авиации сухопутных войск должен стать новый многоцелевой вертолет
Ка-60, предназначенный для решения широкого круга задач, в число которых
входит разведка, перевозка вооруженного десанта, доставка оружия и боеприпасов
в районы боевых действий, эвакуация раненых, охрана и патрулирование, а также
ведение поисково-спасательных операций и обучение летного состава.
В более отдаленной перспективе, при наличии
достаточного финансирования, авиация сухопутных войск должна получить
"летающую боевую машину пехоты" Ми-40, транспортно-десантный вертолет нового
поколения Ми-38, легкие многоцелевые "летающие джипы", новые и модернизированные
тяжелые транспортные вертолеты.
Совершенствование боевых вертолетов
продолжится в направлении дальнейшего повышения их летных характеристик и
боевой живучести, снижения радиолокационной, тепловой, акустической и
визуальной заметности, оснащения системами вооружения нового поколения,
имеющими повышенную точность, дальность и эффективность поражения целей.
Планируется интеграция разведывательных и боевых вертолетов, беспилотных
летательных аппаратов различных типов, а пунктов передового авиационного
наведения, воздушных и наземных центров управления в единый боевой комплекс,
способный гибко, практически в реальном масштабе времени, реагировать на
быстро меняющуюся обстановку современного боя.
В настоящее время авиация сухопутных войск
переживает период структурной реорганизации. В частности, осуществляется
сокращение мелких частей и подразделений, переход на типовые организационные
структуры фронтовых, армейских и корпусных комплектов авиации с учетом
решаемых войсками задач и особенностей районов базирования. В дальнейшем
предполагается усиление комплектов авиации фронтов, армий и армейских корпусов.
Намечен переход на модульный принцип построения частей обеспечения.
В условиях резкого сокращения численности
сухопутных войск войсковая авиация, оснащенная летательными аппаратами
различного назначения, высокоточным оружием, всепогодными и всесуточными
средствами разведки и наблюдения, должна играть все большую роль в обеспечении
национальной безопасности России.