BACK / HOME / NEXT

Многоцелевой истребитель Макдонелл-Дуглас
F-15A "Игл"

McDonnel-Douglas F-15A "Eagle" [Video]
      Многоцелевой истребитель третьего поколения "сверхзвуковиков" F-15 является одим из лучших самолетов мира и, безусловно лучшим американским истребителем. Несмотря на высокую стоимость (34.4 млн $) достаточно богатые государства (такие как Япония, Израиль, Саудовская Аравия) охотно приобретают самолеты F-15 и лицензии на его производство. Этому в немалой степени способствует высокая надежность и безотказность машины, достигнутые четырехкратным резервированием компьютеризированной электродистанционной системы управления с аварийным механическим дублированием и наличием в бортовом компьютере специального блока контроля и поиска неисправностей.
      Предыстория создания этого самолета относится к периоду Корейской войны. В то время для сопровождения ударных самолетов США располагал истребителем F-86 "Сейбр". Затем ему на смену пришел современный по тем временам истребитель для завоевания превосходства в воздухе F-104 "Старфайтер", однако его радиус действия уже неудовлетворял этой цели, а маневренность оставляла желать лучшего. ВВС начали разработку всепогодных итребителей-перехватчиков F-106, ударных истребителей-бомбардировщиков F-105 и F-111. Обозначилась необходимость создания абсолютно нового типа истребителя для завоевания господства в воздухе, имеющего большую дальность полета и способного сопровождать ударные самолеты, совершавшие налеты на Северный Вьетнам с авиабаз Таиланда. Предназначенный для этой роли многоцелевой истребитель F-4 "Фантом" также не оправдывал возлагавшихся на него надежд и в ближнем бою проигрывал более меневренным истребителям МиГ-21 вьетнамских ВВС.
      Исследования по созданию нового самолета - программа FX - начались в 1965 году. В 1966 году ВВС был объявлен конкурс проектов, который выиграла фирма Макдонелл-Дуглас, сумевшая на основе скурпулезного анализа двух лучших истребителей того времени - легкого МиГ-21 и тяжелого МиГ-25 - создать концепцию перспективного самолета 70-х годов.
      Внешне самолет повторяет схему тяжелого перехватчика МиГ-25. Это был двухдвигательный самолет с высокорасположенным стреловидным крылом и двухкилевым оперением, с большими ковшеобразными боковыми воздухозаборниками. Большое количество топлива, низкая нагрузка на крыло и высокая тяговооруженность обусловили значительный взлетный вес истребителя. Выдержать приемлемые габариты можно было только за счет повышения удельной весовой тяги двигателей и уменьшения веса конструкции и оборудования.
      Первый самолет был построен в июне 1972 года, а в начале 1973 года было развернуто производство опытной серии. Первый серийный F-15A взлетел в сентябре 1974 года, а на следующий год самолет поступил на вооружение ВВС.
      Истребитель F-15 "Игл" имеет крыло упрощенной конструкции с профилем конической кривизны без предкрылков и с простыми двухпозиционными закрылками. Однако внутренняя конструкция крыла позволяет при необходимости установить предкрылки или отклоняющийся носок, для чего оставлены соответствующие объемы и крепежные узлы. Истребитель "Игл" является сравнительно крупным самолетом. Двигатели F-100-PW-100 тягой 2х6710 кг без форсажа и 2х11340 кг на форсажном режиме на 15-20% экономичнее аналогичных по мощности двигателей других типов. Большое внимание уделялось упрощению технического обслуживания двигателей. По сравнению с двигателями истребителя "Фантом" новые двигатели имеют в три раза меньшее количество креплений и соединений, более доступны для осмотра и в три-четыре раза менее трудоемки по демонтажу.
      Воздухозаборники имеют регулирующие створки и окна для перепуска воздуха. Сопла - механические ругулируемые сопла Лаваля. Особенностью воздухозаборников является возможность поворота горловин входов на 14 градусов относительно продольной оси, что улучшает работу двигателей особенно на больших углах атаки.
      Поверхности управления самолетом обычные. Для управления по крену на дозвуковых скоростях используются элероны совместно с дифференциально отклоняемыми стабилизаторами. На сверхзвуковых скоростях элероны отключаются и поперечное управление осуществляется только стабилизаторами.
      Самолет вооружен встроенной (в правом воздухозаборнике) 20 мм пушкой "Вулкан" с боезапасом 960 патронов и может нести на подфюзеляжных узлах подвески до 4-х ракет "воздух-воздух" средней дальности "Спарроу" и на подкрыльевых узлах - до 4-х ракет малой дальности "Сайдвиндер". Для ударов по наземным целям самолет может нести на внешней подвеске до 7200 кг бомбовой или другой нагрузки, в том числе до трех дополнительных топливных баков по 2270 литров для увеличения дальности полета.
      Кроме того, самолет может быть оборудован двумя специальными контейнерами "Фаст пэк" под корневой частью крыла, плотно прилегающими к боковым поверхностям фюзеляжа. Суммарная емкость их около 6400 литров, что позволяет увеличить дальность полета почти вдвое. Кроме топлива в них может размещаться дополнительная аппаратура или оружие. Для снятия или установки контейнеров "Фаст пэк" требуется 15 минут.
      Самолет оснащен многофункциональной РЛС, способной обнаруживать цели на высоте и на фоне земли на расстоянии до 80 км и сопровождать захваченные цели с дальности 60 км, инерциальной навигационной системой, индикатором отображения данных на лобовом стекле, системой опознавания и предупреждения об облучении РЛС противника, системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ), бортовой ЭВМ с системой управления самолетом в автоматическом режиме.
      Благодаря большой тяговооруженности (больше единицы) истребитель "Игл" превосходит по маневренности F-4 "Фантом" более чем вдвое и способен осуществлять набор высоты со сверхзвуковой скоростью. Разгон самолета от дозвуковой до сверхзвуковой скорости занимает менее минуты. При выполнении маневра с перегрузкой 5 остается избыток тяги для разгона. Самолет может совершать длительный полет на форсажном режиме со скоростью 2,3 М и кратковременный со скоростью 2,5 М.
      Установленный этим самолетом в 1975 году мировой рекорд скороподъемности продержался около десяти лет, пока не был улучшен на 2 секунды новым советским истребителем Су-27 в 1986 году.

ВВС США ПРЕВРАТЯТ ИСТРЕБИТЕЛИ F-15 В САМОЛЕТЫ РЭБ /AVIA.RU/ 13 апреля 2010, - Подразделения авиации Национальной гвардии США намерены модифицировать несколько истребителей Boeing F-15C Eagle в самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ), сообщает Lenta.ru со ссылкой на Flightglobal. Для этого на самолеты планируется установить радары Raytheon APG-63(V)3 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), а на центральный пилон подвесить контейнер с системами глушения. Точное число истребителей, которые ВВС намерены конвертировать в самолеты РЭБ, не сообщается. По предварительным данным, ВВС США должны получить 48 истребителей F-15C с АФАР. Первый из этой партии был передан 159 эскадрилье в Джексонвилле 12 апреля 2010 года. Не исключено, что все указанные самолеты будут конвертированы в вариант РЭБ. В общей сложности, ВВС США планируют модернизировать все 176 F-15C, на которые будут установлены радары с АФАР, однако контракт на проведение работ пока еще не заключен. Эти F-15 должны быть списаны в 2030 году.

Hosted by uCoz
F-15A "Eagle"