ГЛАВНАЯ САМОЛЕТЫ ВЕРТОЛЕТЫ ИСТОРИЯ ВИДЕО ОБОИ


БОЕВЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ



"ВЕСТНИК авиации и
космонавтики"; 2.1997
       Работы по созданию новых винтокрылых штурмовиков, начатые в ответ на американскую программу боевого вертолета АН-64 "Апач", велись параллельно на конкурсной основе в ОКБ имени М.Л.Миля и имени Н.И.Камова. При работе над проектами Ка-50 и Ми-28 в максимальной степени учитывался опыт боевого применения вертолетов в локальных конфликтах.
       Первыми в декабре 1977-го к проектным работам приступили камовцы, и спустя четыре с половиной года 27 июля 1982-го состоялся первый полет опытного вертолета. Пилотировал его летчик-испытатель Евгений Ларюшин. В 1995 году Ка-50 был официально принят на вооружение, и в настоящее время развернуто его серийное производство на авиационном заводе в г. Арсеньеве.
Первые полеты Ка-50 совершал в Подмосковье и для дезинформации нежелательных зрителей на фюзеляже были нарисованы окно второго члена экипажа и дверь хвостовой кабины Второй опытный экземпляр Ка-50 (на переднем плане) с лазерным дальномером в носовой части
Отработка пушечного вооружения на Гороховецком полигоне
       Отличительной особенностью Ка-50 является применение соосной несущей системы, обеспечивающей простоту управления вертолетом в ручном и автоматическом режиме, хорошую маневренность, а также повышенную боевую живучесть. Соосная схема дает возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/ч и двигаться назад со скоростью до 90 км/ч (изменение направления движения на противоположное осуществляется за несколько секунд).
       Экипаж вертолета состоит из одного человека, что также выделяет Ка-50 из ряда других боевых вертолетов. Кабина, оборудованная системой катапультирования летчика, изготовлена из комбинированной (сталь/углепластик) брони, способной выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23 мм. Лобовое и боковое остекление также изготовлено из пуленепробиваемых материалов. Ка-50 оснащен двумя ГТД ТВЗ-117ВМА (2x2200 л.с.). Возможен полет с одним работающим двигателем. Благодаря использованию экранно-выхлопных устройств на соплах двигателей уменьшается инфракрасная заметность машины.
Летчик-испытатель Владимир Лавров в шлеме со встроенной системой индикации Экипаж Ка-52 летчики-испытатели Александр Смирнов и Дмитрий Титов Кабина Ка-52
       На вертолете имеется интегральный прицельно-пилотажно-навигационный комплекс для поиска целей и автоматического наведения на них противотанковых управляемых ракет и других видов вооружения, а также решения задач автоматизированного пилотирования и навигации. Навигационная информация выводится на индикатор с подвижной картой. В состав оборудования входит система автоматического приема данных целеуказания от наземных авианаводчиков или других ЛА (информация о положении целей, а также взаимодействующих вертолетов выводится на кабинный индикатор тактической обстановки на ИЛС). Для действий в ночных условиях на ряде машин предусмотрена установка тепловизора, видеоизображение с которого проецируется на нашлемный индикатор летчика.
Подвесные средства поражения и бортовая пушка на вертолете Ка-50        Вооружение Ка-50 включает 30-мм пушку 2А42, подвижную в двух плоскостях, с боекомплектом 460 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов, способную поражать легкобронированные цели на дистанции до 3000 м.
       Под крылом имеются четыре поворачивающихся на 10 град, в вертикапьной плоскости пилона, на которых может быть размещено до 12 сверхзвуковых управляемых ракет "Вихрь" с лазерной системой наведения. "Вихрь" способен эффективно поражать как наземные, так и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 км/ч. В настояшее время ведутся работы по расширению областей применения и совершенствованию комплекса вооружения вертолета.
       Успех боевой операции группировки винтокрылых штурмовиков в значительной степени зависит от слаженности действий экипажей надежности управления группой ее командиром. Для этого его вертолет по сравнению с другими вертолетами группы должен быть оснащен более совершенным комплексом оборудования, позволяющим лучше видеть цели на поле боя, осуществлять целеуказание и целераспределение, обеспечивать непрерывность управления действиями боевых вертолетов и связи с наземным командным пунктом. Именно таким вертолетом является Ка-52 "Аллигатор" - многоцелевой всепогодный боевой вертолет, двухместная модификация Ка-50.
Ка-52 впервые поднялся в воздух        Двухместная модификация - Ка-52, оптимизирована для использования в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. Вертолет Ка-52 будет оснащаться БРЛС "Арбалет", тепловизионным и другим усовершенствованным оборудованием. Первый полет опытного Ка-52 состоялся 25 июня 1997 года. Пилотировал вертолет летчик-испытатель А.Смирнов.
       Конкурентом Ка-50 в проводившемся конкурсе являлся двухместный вертолет Ми-28, проектирование которого началось в 1980 году, а первый полет состоялся 10 ноября 1982-го.
       Помимо "дневного" варианта создан вертолет Ми-28Н ("ночной") с надвтулочной РЛС "Арбалет" миллиметрового диапазона и усовершенствованным составом ракетного вооружения.
       Ми-28 выполнен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом и оснащен двумя двигателями ТВЗ-117ВМА (2x2200 л.с.).
Ми-28, испытательный полет        Втулка несущего винта создана по упрощенной технологии с эластомерными подшипниками. Лопасти изготовлены из композитов. Рулевой винт спроектирован по X-образной схеме, снижающей уровень шума.
       Кабина экипажа Ми-28 полностью бронирована, ее плоскопанельное остекление выдерживает прямое попадание пуль калибра до 12,7 мм и осколков снарядов.
       На Ми-28 установлена комбинированная дневная обзорно-прицельная система на гиростабилизированной платформе. Для действий в темное время суток может использоваться оптико-телевизионный канал. Имеется лазерный дальномер-целеуказатель, возможно использование экипажем очков ночного видения. Приборное оборудование кабины летчика включает индикатор на лобовом стекле и нашлемный прицел для управления пушкой. В кабине штурмана-оператора установлен телевизионный индикатор для отображения данных оптико-электронной системы.
       Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглощающие кресла с системой принудительного притягивания (для придания летчику наиболее безопасной при приземлении позы) и шасси с двухкамерной амортизацией, которые обеспечивают экипажу выживаемость при аварийных посадках с большими вертикальными скоростями. При запасе высоты экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив пироболты, крепящие лопасти несущего винта.
Ночной вариант Ми-28Н с надвтулочной БРЛС Арбалет Контейнеры ПТУР Атака и УБ-32 под крылом Ми-28
       Вооружение Ми-28 состоит из пушки 2А42 (30 мм, боекомплект 250 патронов) на турельной установке: пушка работает синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. Специально для Ми-28 разрабатывается новая одноствольная пушка (30 мм, 250 патронов). Под крылом могут подвешиваться до 16 ПТУР "Штурм" или "Атака-В" и два блока НАР калибра 57, 80 или 122 мм. Управляемое оружие (пушка, ПТУР) наводится штурманом-оператором, НАР могут запускаться из обеих кабин.
       По своим боевым возможноcтям Ми-28А почти в два раза превосходит Ми-24П.

ГЛАВНАЯ САМОЛЕТЫ ВЕРТОЛЕТЫ ИСТОРИЯ ВИДЕО ОБОИ
Hosted by uCoz