...Назад [А-40] Домой Дальше... [Ан-2]
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления

А-50 (Бе-42)
Тактико-технические характеристики:
Экипаж.................................... 5 чел + 10 РТК
Скорость ................................. 800 км/ч
Практический потолок...................... 12 000 м
Дальность ................................ 7 500 км
Масса
  нормальная взлетная..................... 190 000
Габариты самолета
  размах крыльев.......................... 50,5 м
  длина................................... 46,59 м
  высота.................................. 14,8 м
Двигатели: ............................... 4 ТРД ПС-90А, 4 х 16000 кгс
      Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М.Бериева совместно с НПО "Вега-М" и НИИ приборостроения.
      А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
      Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного назначения - Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на вооружение. Установлен радиотехнический комплекс "Шмель", разработанный в НПО "Вега-М" и включающий РЛС, аппаратуру определения госпринадлежности, систему обработки информации и ее отображения на рабочих местах тактического экипажа, систему цифровой помехозащищенной связи с наземными и корабельными пунктами, а также с взаимодействующими самолетами. Высококогерентная импульсно-доплеровская РЛС трехкоординатная, кругового обзора позволяет обнаруживать и сопровождать по траекториям движения воздушные цели (включая малоразмерные, например крылатые ракеты) в свободном пространстве и в условиях маловысотного полета на фоне подстилающей поверхности (вода и земная поверхность любого рельефа: степь, лес, горы), а также надводные корабли. Антенна РЛС размещена в грибовидном надфюзеляжном обтекателе. ЭВМ, используемая в составе комплекса, выполнена на гибридных микросхемах.
      Наведение самолетов осуществляется как по автоматизированным каналам передачи данных, так и в ручном режиме при использовании обычных каналов связи с подачей команд в эфир голосом. На командные пункты автоматизированных систем управления (КП АСУ) видов вооруженных сил информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передающие центры. Дальность передачи информации на КП АСУ по радиолиниям МВ и ДМВ диапазонов 350 км, КВ диапазона 2000 км. При работе на большем удалении от КП для передачи данных используется спутниковая связь.
      Самолет оснащен цветными экранными индикаторами, информация на которых отображается в буквенно-цифровом (номер, курс, высота и скорость полета истребителя-перехватчика и остаток топлива на нем) и панорамном виде. Имеется аппаратура документирования данных. По мнению главного конструктора комплекса "Шмель" В. П. Иванова, уступая американскому E-3 "Сентри" в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне мешающих отражений от земной поверхности. Установленная на А-50 аппаратура тяжелее американского оборудования аналогичного назначения примерно в полтора раза.
      Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете методом шланг - конус. Имеются устройства выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей.
      В настоящее время создается модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом. На вооружении ВВС России на настоящее время находится 25 машин.

РОССИЙСКИЕ ВВС МОДЕРНИЗИРУЮТ "АВАКСЫ" А-50
/"Интерфакс-АВН"/
10.12.2003
       Модернизация самолетов дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50 началась в российских Военно-воздушных силах. Об этом "Интерфаксу-АВН" сообщил во вторник главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов.
       "Самолет А-50 создавался в конце 1970-х годов. Поэтому оборудование, которое стоит на этом нашем "Аваксе", объемное в размерах и ограничено по количеству решаемых задач. Сейчас идет модернизация этого оборудования", - заявил В.Михайлов.
       Он подчеркнул, что в ходе модернизации используется элементная база только российского производства. "Сделанная за рубежом электроника может иметь, попросту говоря, "жучки", при помощи которых техника выключается в любой момент", - сказал главком. "Но и не это самое главное, - продолжил он. - "Жучки" можно обнаружить и изъять, но надо думать о развитии своей промышленности. Тем более, что в России есть великолепные технологии".
       В.Михайлов также сообщил, что самолеты А-50 активно задействуются в ходе учений. "Самолеты участвуют при совместных учениях, например, с Белоруссией, Казахстаном, другими странами. Масштабы применения А-50 выходят даже за пределы бывшего Советского Союза - в зависимости от вариантов учений", - заявил главком ВВС.
       По оценке специалистов, самолет А-50 по уровню выделения целей на фоне земной поверхности, а также по дальности передаваемой информации (через спутники) превосходит американский самолет Е-3 AWACS. Всего на сегодняшний день было построено 20 самолетов типа А-50. В составе ВВС России находятся, по разным оценкам, 16 - 19 самолетов. Кроме того, российские ВВС располагают примерно 25 командно-измерительными пунктами Ил-76СК, созданными на базе Ил-76МД.
BACK / HOME / NEXT
Hosted by uCoz