BACK / HOME / NEXT

Легкий тактический истребитель


F-5 "Tiger II"
      В 1956 году фирма Нортроп (США) приступила к разработке остронеобходимого в то время сверхзвукового учебно-тренировочного самолета для подготовки летчиков-истребителей. Использовавшийся для этой цели дозвуковой самолет Локхид Т-33 уже не отвечал возросшим требованиям к обучению пилотов сверхзвуковых истребителей.
      Первый полет нового самолета состоялся в 1959 году. Самолет был принят но вооружение и запущен в серийное производство под обозначением Т-38 "Талон". На его базе был разработан и выпущен легкий истребитель с упрощенным оборудованием F-5. Необходимость в таком истребителе выявилась в ходе Вьетнамской войны: неся большие потери в довольно дорогих машинах F-4 "Фантом" от более легких и маневренных МиГ-21 вьетнамских ВВС, американцы ощутили острую нехватку более простых и дешевых, более легких и маневренных самолетов для воздушного боя.
      Поэтому легкий тактический истребитель F-5 разрабатывался в качестве младшего партнера тактической пары с многоцелевым более тяжелым истребителем F-4 "Фантом". Всего было построено около 2200 F-5 разных модификаций:
F-5A:
"Фридом файтер" (Freedom fighter) - серийная версия первой модели F-5. Первый полет прототипа состоялся в 1959 году, первого серийного самолета - в 1963 году. Выпускался на экспорт для Тайваня и других стран. Всего построено 300 машин.
F-5B:
Двухместный учебно-боевой вариант.
NF-5A:
Одноместный истребитель-бомбардировщик для Нидерландов.
F-5E:
Вторая генерация F-5. Продавался в 19 стран. 120 самолетов строились на Тайване по лицензии. Получил наименование "Тайгер-2" (Tiger II).
F-5F:
Двухместная версия F-5. Производился на Тайване и в Канаде по лицензии.
F-5G:
Третья генерация самолета для экспорта с совершенно новой силовой установкой и несколько измененной геометрией крыла. По существу, совершенно новый самолет. Получил обозначение F-20 "Тайгершарк" (Tigershark). Первый полет прототипа состоялся в 1982 году.
      Самолет построен по нармальной аэродинамической схеме, низкоплан с почти прямым трапециевидным крылом и таким же оперением обычной схемы. Механизация крыла состоит из отклоняемого носка, закрылков и элеронов. Силовая установка состоит из двух ТРД, боковые воздухозаборники которых с отсекателями пограничного слоя вынесены немного вперед передней кромкой корневой части крыла. Тормозные щитки расположены на верхней поверхности хвостовой части перед килем. Самолет оборудован пятью узлами для наружной подвески и двумя встроенными 20 мм пушками М-39 с боезапасом по 280 патронов. На законцовках крыла могут устанавливаться направляющие для ракет "воздух-воздух" ближнего действия "Сайдвиндер".
Сравнительные характеристики модификаций NF-5A (1963 г.) и F-5E (1973 г.):

                                     NF-5A                  F-5E

Вес пустого самолета ............... 3 670 кг ............. 4 410 кг
Максимальный взлетный вес .......... 9 330 кг ............. 11 210 кг
Максимальная скорость .............. 1 490 км/час ......... 1 790 км/час
Потолок ............................ 15 250 м ............. 15 790 м
Радиус действия .................... 350-890 км ........... 220-1050 км
Силовая установка .................. 2х1 230 (1 850) кг ... 2х2 270 кг
Боевая нагрузка           
на внешних подвесках ................ до 2 800 кг .......... до 3 175 кг
Длина ............................... 14,4 м ............... 14,4 м
Высота .............................. 4,0 м ................ 4,1 м
Размах крыла ........................ 7,7 м ................ 8,1 м
Площадь крыла ....................... 15,8 кв.м ............ 17,3 кв.м
Перегоночная дальность ..............           ............ 2 860 км
Длина разбега при
максимальном взлетном весе ..........           ........... 1 740 м
Длина пробега с
тормозным парашютом .................           ............. 760 м
Hosted by uCoz
F-5