Легкий тактический истребитель
F-5 "Tiger II"
В 1956 году фирма Нортроп (США) приступила к разработке остронеобходимого
в то время сверхзвукового учебно-тренировочного самолета для подготовки
летчиков-истребителей. Использовавшийся для этой цели дозвуковой самолет
Локхид Т-33 уже не отвечал возросшим требованиям к обучению пилотов
сверхзвуковых истребителей.
Первый полет нового самолета состоялся в 1959 году. Самолет был принят
но вооружение и запущен в серийное производство под обозначением Т-38 "Талон".
На его базе был разработан и выпущен легкий истребитель с упрощенным
оборудованием F-5. Необходимость в таком истребителе выявилась в ходе
Вьетнамской войны: неся большие потери в довольно дорогих машинах F-4 "Фантом"
от более легких и маневренных МиГ-21 вьетнамских ВВС, американцы ощутили
острую нехватку более простых и дешевых, более легких и маневренных самолетов
для воздушного боя.
Поэтому легкий тактический истребитель F-5 разрабатывался в качестве
младшего партнера тактической пары с многоцелевым более тяжелым истребителем
F-4 "Фантом". Всего было построено около 2200 F-5 разных модификаций:
- F-5A:
- "Фридом файтер" (Freedom fighter) - серийная версия первой
модели F-5. Первый полет прототипа состоялся в 1959 году, первого
серийного самолета - в 1963 году. Выпускался на экспорт для
Тайваня и других стран. Всего построено 300 машин.
- F-5B:
- Двухместный учебно-боевой вариант.
- NF-5A:
- Одноместный истребитель-бомбардировщик для Нидерландов.
- F-5E:
- Вторая генерация F-5. Продавался в 19 стран. 120 самолетов
строились на Тайване по лицензии. Получил наименование
"Тайгер-2" (Tiger II).
- F-5F:
- Двухместная версия F-5. Производился на Тайване и в Канаде
по лицензии.
- F-5G:
- Третья генерация самолета для экспорта с совершенно новой
силовой установкой и несколько измененной геометрией крыла.
По существу, совершенно новый самолет. Получил обозначение
F-20 "Тайгершарк" (Tigershark). Первый полет прототипа
состоялся в 1982 году.
Самолет построен по нармальной аэродинамической схеме, низкоплан с
почти прямым трапециевидным крылом и таким же оперением обычной схемы.
Механизация крыла состоит из отклоняемого носка, закрылков и элеронов.
Силовая установка состоит из двух ТРД, боковые воздухозаборники которых
с отсекателями пограничного слоя вынесены немного вперед передней кромкой
корневой части крыла. Тормозные щитки расположены на верхней поверхности
хвостовой части перед килем. Самолет оборудован пятью узлами для наружной
подвески и двумя встроенными 20 мм пушками М-39 с боезапасом по 280 патронов.
На законцовках крыла могут устанавливаться направляющие для ракет "воздух-воздух"
ближнего действия "Сайдвиндер".
Сравнительные характеристики модификаций NF-5A (1963 г.) и F-5E (1973 г.):
NF-5A F-5E
Вес пустого самолета ............... 3 670 кг ............. 4 410 кг
Максимальный взлетный вес .......... 9 330 кг ............. 11 210 кг
Максимальная скорость .............. 1 490 км/час ......... 1 790 км/час
Потолок ............................ 15 250 м ............. 15 790 м
Радиус действия .................... 350-890 км ........... 220-1050 км
Силовая установка .................. 2х1 230 (1 850) кг ... 2х2 270 кг
Боевая нагрузка
на внешних подвесках ................ до 2 800 кг .......... до 3 175 кг
Длина ............................... 14,4 м ............... 14,4 м
Высота .............................. 4,0 м ................ 4,1 м
Размах крыла ........................ 7,7 м ................ 8,1 м
Площадь крыла ....................... 15,8 кв.м ............ 17,3 кв.м
Перегоночная дальность .............. ............ 2 860 км
Длина разбега при
максимальном взлетном весе .......... ........... 1 740 м
Длина пробега с
тормозным парашютом ................. ............. 760 м