Тактико-технические характеристики:
Экипаж......................................... 2 чел. Скорость, км/ч максимальная на высоте до 10 км ............. 1 000 максимальная на высоте до 3 км .............. 1 050 крейсерская.................................. 960 Практический потолок, м ....................... 12 500 Дальность, км перегоночная................................. 2 000 Масса, кг нормальная взлетная.......................... 6 000 максимальная взлетная........................ 8 500 Максимальная боевая нагрузка, кг .............. 2 000 Длина разбега, м .............................. 380 Длина пробега, м .............................. 670 Габариты самолета, м размах крыла ................................ 10,64 длина ....................................... 11,9 высота ...................................... 4,7 Силовая установка ТРДД ДВ-2С, кгс.............................. 2 по 2200
Предназначен для подготовки летного состава фронтовой авиации и должен был заменить находящиеся в эксплуатации устаревшие самолеты Л-39.
Як-130 (первоначальное обозначение УТС-Як) разрабатывался совместно с итальянской фирмой "Аэрмакки" и входит в состав учебно-тренировочного комплекса, включающего также дисплейные классы, процедурные и функциональные тренажеры, а также самолет Як-54 для начальной подготовки. Первый полет опытного Як-130 состоялся в 1995 г.
Как модификация разрабатывается Як-130Д — демонстрационный образец, который по конфигурации и системе управления будет близок к серийной версии машины. На основе базового учебно-тренировочного варианта создается палубный учебно-тренировочный самолет, снабженный складным крылом, усиленными стойками шасси и тормозным гаком, а также экспортный одноместный ударный вариант, имеющий усиленное вооружение и оснащенный бортовой РЛС.
Як-130 выполнен по нормальный аэродинамической схеме, с крыльями, имеющими развитые наплывы и концевые шайбы, и размещенными под ними воздухозаборниками. Кабина с тандемным расположением сидений и фонарем. Гарантированно безопасный ресурс планера 10 000 ч. Ресурс может быть увеличен до 15000 ч, что примерно соответствует выполнению 20 000 посадок и календарному сроку службы 30 лет.
На самолете установлены два турбореактивных двигателя с цифровой системой управления.
Электродистанционная трехканальная система управления полетом имеет четырехкратное резервирование с ограничением опасных режимов и обладает возможностью перепрограммирования характеристик устойчивости и управляемости для имитации поведения тяжелого самолета и маневренного истребителя. Самолет оборудован инерциальной навигационной системой, радионавигационной системой, радиовысотомером, приемником спутниковой навигационной системы.
Основной отличительной особенностью самолета является наличие системы объективного контроля как бортового оборудования, так и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой положения рук летчиков, их глаз, внутри- и внекабинного пространства. На видеомагнитофон также постоянно идет запись информации об индикации на ИЛС. Для отработки действий по воздушным целям используются лазерная пушка-имитатор, а также приемники лазерного излучения. Компоновка приборных досок и пультов близка к истребителям четвертого и пятого поколений. Акцент сделан на реализацию тренировочных задач с имитацией применения оружия в условиях игрового движения целей, изменения помеховой обстановки, с возможностью анализа и разбора ошибок непосредственно в полете и воспроизведения полета на наземном тренажере.
Установлены катапультные кресла К-З6. Приборные доски инструктора и курсанта могут быть оснащены двумя многофункциональными экранными индикаторами. В кабине курсанта установлен ИЛС. Возможно использование нашлемной системы индикации.
На семи внешних узлах могут подвешиваться пушечные установки, управляемые ракеты, корректируемые и обычные бомбы. Высокая эффективность применения Як-130 обусловлена следующими показателями:уникальными для учебного самолета маневренными качествами, позволяющими реализовать перегрузку установившегося виража более 5 на высоте 4500 м и скорости 700 км/ч, а радиус неустановившегося виража — не более 200 м; способностью выполнять маневры и сохранять устойчивость и управляемость при углах атаки до 35° что позволяет обучать нестандартным маневрам, характерным для истребителей четвертого и пятого поколений; возможностью имитации поведения в воздухе самолетов с различными степенью статической устойчивости и динамическими характеристиками; активной системой безопасности полета; возможностью базирования как на грунтовых, так и на бетонных взлетно-посадочных полосах длиной не более 1000 м; возможностью использования самолета в качестве наземного тренажера; возможностью имитации на борту работы системы управления оружием и прицельно-навигационных комплексов современных самолетов с управлением поведением цели с места инструктора; имитацией применения оружия без его реального использования; :- системой многопараметрического объективного контроля за действиями курсанта; высоким уровнем эксплуатационной технологии.
http://www.youtube.com/watch?v=Dv5Pl9aYu70
КИТАЙ ПРЕДЛОЖИЛ УКРАИНЕ ПРОДАТЬ ЛИЦЕНЗИЮ НА ПРОИЗВОДСТВО АВИАДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ЯК-130/AVIA.RU/28 июля, AVIA.RU - Пекин обратился к Украине с предложением продать ему лицензию на производство авиадвигателя Аи-222-25 для учебно-боевых самолетов типа Як-130. "Китай уже научился хорошо копировать самолеты, а вот двигатели пока делать еще не научился", - заметил в этой связи председатель совета директоров компании "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, передает "Известия.Ру" со ссылкой на UNIAN. По его словам, Китай вышел на первое место в мире по копированию различной техники, в том числе и передовых образцов самолетов. "Они закупили, в частности, сканирующую лазерную установку, с помощью которой в пяти координатах величин по сантиметру скопировали весь фюзеляж российского истребителя Су-27. В России 15 лет разрабатывали, а затем массово выпускали этот истребитель, а они за неделю с помощью современных технологий скопировали его корпус", - восхитился глава крупнейшего на Украине производителя авиационных двигателей. Однако, по его словам, авиадвигатели, требующие высокоточного производства, в Китае копировать пока еще не научились, а потому официальные власти готовы закупать официальные лицензии на их производство. "Пока нет лицензии, они закупают у нас по 200-300 авиадвигателей, но хотели бы производить их самостоятельно", - сказал Богуслаев. Уникальный авиадвигатель Аи-222-25 выпускается на паритетных началах украинским заводом "Мотор Сич" и московским машиностроительным производственным предприятием "Салют". "Мотор Сич" делает газогенератор, а "Салют" производит сборку и испытания двигателя, уточняет .
28.07.2009ПРОГРАММА ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО ОБРАЗЦА УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЕТА ЯК-130 НАЧНЕТСЯ В НОЯБРЕ ЭТОГО ГОДА/РИА "Новости"/Программа летных испытаний первого серийного образца учебно-боевого /УБ/ самолета ЯК-130, собранного на нижегородском авиастроительном заводе "Сокол", начнется в ноябре этого года. Об этом в пятницу сообщил журналистам генеральный директор ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" /НАЗ "Сокол"/ Михаил Шибаев.
01.06.2003
По его словам, программу летных испытаний планируется завершить в 2004-2005 году. Опытная партия самолетов для испытаний будет изготовлена в течение текущего и следующего года.
Как отметил гендиректор авиазавода, производство ЯК-130 является приоритетным направлением деятельности "Сокола". "Мы планируем запустить этот самолет в серийное производство, а в будущем наладить выпуск модификаций", - сказал он.
Шибаев также сообщил, что в июне самолет ЯК-130 будет представлен на 45 международном авиасалоне в Ле Бурже /Франция/. Но, по словам гендиректора, демонстрационных полетов нового самолета не будет, и во Францию ЯК-130 полетит на ИЛ-76.
Работы по программе создания легкого реактивного учебно-боевого самолета ЯК-130 ведутся в соответствии с государственным контрактом, подписанным ОКБ им.Яковлева с минобороны России. Минобороны определяет ЯК-130 как базовый учебно-боевой самолет для ВВС России.
ЯК-130 - самолет двойного применения, он может использоваться как учебно- тренировочный самолет /УТС/ или как легкий ударный самолет /ЛУС/.
В качестве УТС ЯК Ц130 обеспечивает в короткие сроки высококачественную подготовку летного состава практически для любого типа истребителей четвертого и пятого поколений.
ЛУС ЯК-130 может нести любые виды современного вооружения общим весом до трех тонн и обеспечивает выполнение боевых задач с высокой эффективностью.