Экипаж.................................... 4 чел.
Скорость
максимальная на высоте около 10 км...... 2200 км/ч
максимальная на высоте до 3 км.......... 1500 км/ч
крейсерская............................. 960 км/ч
Практический потолок...................... 18 000 м
Дальность
перегоночная............................ 14 600 км
действия................................ 7 300 км
Масса
максимальная взлетная................... 275 000 кг
пустого самолета........................ 118 000 кг
Максимальная боевая нагрузка.............. 45 000 кг
Длина разбега
(при нормальной взлетной массе)......... 2200 м
Длина пробега
(при нормальной взлетной массе)......... 1800 м
Габариты самолета
размах крыльев.......................... 35,6/55,7 м
длина................................... 54,1 м
высота.................................. 13,1 м
Двигатели: ТРДДФ НК-32.................... 4 по 25000 кгс
Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных
целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу
континентальных театров военных действий.
Работа по формированию облика перспективного многорежимного бомбардировщика
с межконтинентальной дальностью началась в начале 1970-х гг. Была выработана
конфигурация самолета с крылом изменяемой стреловидности. Первый полет опытного
самолета состоялся 19 декабря 1981 г. В 1987 г. первая серийная машина
поступила в войска. Ту-160 - самый крупный из всех ранее созданных как в
СССР, так и за рубежом бомбардировщиков.
Самолет выполнен по интегральной схеме, с плавным сопряжением крыла и
фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии (от 20 до 65) обеспечивает полет на
различных режимах, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой,
так и дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное
и горизонтальное оперение и аналоговую электродистанционную систему
управления, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением
экипажа снижает радиолокационную заметность.
Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая
собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке,
проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера.
Шасси трехстоечное, со сдвоенными баллонами на колесах, дополняемое
хвостовым колесом и тормозным парашютом.
Бомбардировщик оснащен системой дозаправки в воздухе "шланг-конус".
Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую
часть фюзеляжа перед кабиной летчиков. Экипаж Ту-160 располагается в двух
двухместных кабинах, оснащенных креслами К-36ЛМ. система катапультирования
позволяет при авариях автоматически покидать машину на любых высотах
и скоростях, включая нулевые.
Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных
форсированных двигателей НК-32 с максимальной тягой 25 000 кгс, размещенных
в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые
воздухозаборники с вертикальным клином.
Самолет оснащен комплексной прицельно-навигационной
системой, включающей дублированную ИНС, астронавигационную
систему, РЛС, предназначенную для обнаружения наземных
и морских целей на большом удалении, оптоэлектронный бомбардировочный
прицел. Имеется комплекс РЭП: в хвостовом контуре размещены контейнеры с ИК
ловушками и дипольными отражателями, а тепловой локатор,
размещенный в задней части фюзеляжа, обнаруживает приближающиеся
с задней полусферы управляемые ракеты и самолеты противника.
Автоматизированная цифровая система связи обеспечивает устойчивую
связь на любом удалении от баз вылета. Применены средства
снижения радиолокационной заметности самолета.
Кабины экипажа оснащены электромеханическими
индикаторами и индикаторами на мониторах. Рабочее место штурмана
оборудовано восемью ЦВМ (общее число ЦВМ, имеющихся на борту самолета,
более 100). Традиционный для больших машин штурвал заменен на ручку
управления самолетом, как на истребителях. На самолете имеется место
для отдыха летчиков, туалет, шкаф для разогрева пищи.
В двух отсеках вооружения может размещаться различная
целевая нагрузка общей массой до 45 000 кг, в том числе 2 барабанные пусковые установки,
каждая из которых может нести 6 стратегических КР типа Х-55 и Х-55М (дальность полета более
3000 км), барабанные пусковые установки с 12 аэробаллистическими УР малой дальности Х-15
на каждой с ядерными и неядерными боевыми частями, КАБ различных типов, термоядерные
и обычные бомбы, мины.
Под фюзеляжем предусмотрено размещение твердотопливной
ракеты-носителя "Бурлак", предназначенной для выведения на околоземную орбиту высотой
500-700 км лекгих искуственных спутников Земли массой до 500 кг.
Состоит на вооружении ВВС России.