Экипаж.................................... 6 чел
Скорость
максимальная на высоте около 10 км...... 1050 км/ч
максимальная на высоте до 3 км.......... 700 км/ч
крейсерская............................. 850 км/ч
Практический потолок...................... 12 800 м
Дальность
перегоночная ........................... 7 200 км
действия ............................... 3 900 км
Масса
пустого самолета ....................... 37 200 кг
нормальная взлетная .................... 72 000 кг
максимальная взлетная .................. 79 000 кг
Максимальная боевая нагрузка ............. 9 000 кг
Длина разбега
(при нормальной взлетной массе)......... 1850-2600 м
Длина пробега
(при нормальной взлетной массе)......... 1580-1670 м
Габариты самолета
размах крыльев.......................... 32,9 м
длина................................... 34,8 м
высота.................................. 10,9 м
Двигатели:
ТРДД РД-3М-500.......................... 2 по 9500 кгс
Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по стационарным, морским и ограниченно подвижным целям.
Работы в ОКБ, возглавляемом А.Н. Туполевым, по формированию облика тяжелого реактивного бомбардировщика дальней авиации со стреловидным крылом и предназначенного для замены самолета Ту-4 начались в 1948 году.
Первый полет состоялся 27 апреля 1952 г. В ходе испытаний была достигнута скорость 1012 км/ч, однако превышение массы самолета привело к уменьшению запаса топлива и снижению дальности полета по сравнению с расчетной. Конструкция серийного самолета Ту-16 была облегчена (с одновременным введением ограничений по скорости на высотах менее 6600 м).
До 1963 г., построено около 1500 самолетов различных модификаций:
- Ту-16А - бомбардировщик с ядерным вооружением (1954);
- Ту-16К (1954), Ту-16К-10 (1958), Ту-16К-11-16 (1962), Ту-16К-26, Ту-16К-10-26 - самолеты с раветно-бомбовым вооружением;
- Ту-16КРМ - самолет-носитель беспилотных мишеней;
- Ту-16Т - торпедоносец;
- Ту-16Р - разведчик (1955);
- Ту-16РМ - разведчик-целеуказатель (для ВМС);
- Ту-16П, Ту-16Е - самолеты радиоэлектронного противодействия;
- Ту-16-З - самолет-заправщик (крыльевой метод дозаправки, 1955);
- Ту-16Н - самолет-заправщик системой "шланг-конус" (1963);
- Ту-16С - морской поисково-спасательный самолет (1965);
- Ту-104Г - почтовый самолет;
- Ту-16 "Циклон" - разведчик погоды.
На базу Ту-16 разрабатывались различные летающие лаборатории различного назначения для отработки двигателей, вооружения и бортового оборудования.
Кроме того, конструкция самолета Ту-16 послужила основой для создания пассажирского самолета Ту-104 (строился серийно) и Ту-110 (опытный, построено три самолета), а также военно-транспортного самолета Ту-107 с грузовой рампой (опытный).
На Ту-16 по бокам фюзеляжа в корневой части крыла установлены 2 турбореактивных двигателя. Для предотвращения перегрева обшивки фюзеляжа от выхлопных газов оси двигателей повернуты на несколько градусов от оси фюзеляжа.
Ту-16 представляет моноплан со стреловидным крылом, имеющим четыре аэродинамических гребня. В фюзеляже круглого сечения последовательно размещены кабина штурмана, имеющая большую площадь остекления, кабина пилотов, бомбовой отсек, кабина оператора пушечных установок и в хвостовой части - кабина стрелка.
Шасси трехстоечное, со сдвоенными баллонами на колесах, что позволяет производить полеты с грунтовых аэродромов. Основные стойки шасси в полете убираются в крыльевые гондолы. Ту-16 оснащен крыльевой системой дозаправки в воздухе.