Тактико-технические характеристики:
Экипаж, чел............................... 2 Скорость, км/ч максимальная на высоте................. 2125 максимальная у земли................... 1350 Практический потолок, м................... 17500 Дальность с одной дозаправкой в воздухе.......... 5200 практическая........................... 3000 (без ПТБ) Масса, кг пустого самолета....................... 17700 максимальная взлетная.................. 34000 (МКИ) нормальная взлетная.................... 25670 (МКИ) Максимальная боевая нагрузка, кг.......... 8000 Топлива во внутренних баках, кг........... 9400 Длина разбега, м.......................... 550 Длина пробега, м.......................... 750 Габариты самолета, м размах крыльев......................... 14,7 длина.................................. 21,94 высота................................. 6,36 площадь крыла.......................... 62,04 Двигатели: ТРДДФ АЛ-31Ф, кгс...................... 2 по 7600/12500 Максимальная эксплуатац. перегрузка....... 8,5
Многофункциональный истребитель Су-30 в настоящее время является самым современным в мире серийным тактическим боевым самолетом, по ряду параметров приближающимся к уровню перспективных истребителей пятого поколения. Значительный медернизационный потенциал делает эту машину одним из основных "игроков" на поле авиационного экспорта в начале XXI века.
14 апреля 1992 г. совершил первый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30. Машину пилотировал летчик-испытатель ИАПО Г.О.Буланов и В.Б. Максименков.
Отсутствие необходимого финансирования привело к практическому прекращению закупок новых самолетов МО России. В этих условиях ОКБ им П.О. Сухого совместно с ИАПО приступило к созданию экспортного варианта истребителя Су-30К (коммерческий), получившего расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием этого направления стал самолет Су-30МК с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения.
Работы по созданию Су-30МК начались в 1991 г., а прототип этого самолета (переоборудованный Су-27УБ) совершил первый полет 14 апреля 1992 г. (летчики-испытатели Г.Е.Буланов и В.Б.Максименков). В задней кабине истребителя вместо стандартного ИПВ, расположенного справа от летчика, в верхней центральной части приборной доски установили телевизионный монохромный индикатор увеличенного формата, на который могла выводиться видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управлением оружия.
30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт, в соответствии с которым ВВС Индии закупали 40 самолетов Су-30МКИ (И - индийский). Суммарная стоимость контракта, по сообщениям печати, составила 1,55 млрд. долл.
В конструкцию индийского варианта истребителя предполагалось внедрить последние достижения в области аэродинамики, силовой установки и БРЭО, которые лишь отрабатывались на опытных самолетах семейства Су-27. В частности, Су-30МКИ должен был иметь цельноприводное переднее горизонтальное оперение, систему управления вектором тяги двигателя и БРЛС с фазированной антенной решеткой. Самолет предполагалось оснастить авионикой российского, индийского, французского и израильского производства.
Постройка первого опытного самолета, по планеру и силовой установке соответствующего требованиям к Су-30МКИ - Т-10ПМК-1, завершилась на ИАПО весной 1997 г. Машина была доработана из серийного Су-30, первоначально заложенного для российского ПВО. 1 июля 1997 г. этот самолет, пилотируемый летчиком-испытателем В.Ю. Аверьяновым, впервые поднялся в воздух. Су-30МКИ получил цельноповоротное ПГО, а также модернизированные двигатели АЛ-31ФП с осесиметричным соплом, снабженным системой УВТ в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах +/- 15 град.
КИТАЙ СОЗДАЛ КЛОН СУ-30МКK
/AVIA.RU/Китай показал журналистам на авиазаводе компании Shenyang Aircraft Co в Шеньяне копию российского Су-30МК2 - истребитель J16, сообщает Взгляд.ру."Этот истребитель был скопирован с российского оригинала - самолета Су-30МК2, партия которых была продана КНР в первой половине 2000-х годов", - говорится в сообщении гонконгского военного журнала Kanwa.ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) весьма довольны боевыми качествами истребителя Су-30MK2. "Военные потребовали от авиазавода в Шеньяне, чтобы там скопировали этот многоцелевой истребитель, при этом сделав акцент на усиление борьбы с надводными целями с использованием китайских противокорабельных ракет. Фюзеляж самолета в основном остался таким же, как и у J11BS", - сообщил источник.СМИ отмечают, что уже изготовлена первая партия из 24 истребителей J16. С начала 2010 года ВМС НОАК также начали получать первую партию многоцелевых всепогодных истребителей китайской разработки J10A, что значительно повысило общий технологический уровень китайского флота, отмечает Kanwa.Китайский военный источник сообщил журналу, что "ВВС НОАК пока не получали клонированные Су-30МКК. Обычно ВМС Китая первыми получают на вооружение новые истребители. Например, в случае двухместного истребителя-бомбардировщика JH7 ВВС НОАК получили новый самолет только после того, как он поступил на вооружение в ВМС".
22.11.2011
МАЛАЙЗИЯ ОПРОВЕРГЛА СООБЩЕНИЯ О ГОТОВЯЩЕЙСЯ ПОКУПКЕ СУ-30МКМ
/AVIA.RU/Малайзия пока не намерена покупать дополнительную партию истребителей Су-30МКМ, а во время визита министра обороны Малайзии Ахамада Захида Хамиди в Россию подписание контракта на поставку таких самолетов и не планировалось, сообщает Lenta.ru со ссылкой на газету The Sun Daily. Об этом говорится в официальном письме пресс-секретаря малайзийского министра обороны Отхмана Мерикана. По словам Мерикана, приезжал в Россию по приглашению правительства.15 ноября 2011 года СМИ со ссылкой на источник в военно-дипломатических кругах сообщали, что в ходе визита Хамиди в Россию 15-16 ноября планируется заключить контракт на поставку 18 истребителей Су-30МКМ. Сумма возможной сделки оценивалась в 900 миллионов долларов, или по 50 миллионов долларов за самолет с учетом послепродажного обслуживания. Малайзийский министр обороны побывал на авиазаводе "Иркут", однако по завершении визита о каких-либо крупных контрактах с Малайзией не сообщалось.В настоящее время на вооружении Малайзии стоят 18 истребителей Су-30МКМ, купленные в 2003 году. Все самолеты были переданы заказчику до конца 2009 года.В начале 2010 года сообщалось, что Малайзия может объявить тендер на поставку 36-40 истребителей, которые должны будут заменить устаревшие F-5 Tiger II. В конкурсе планировали принять участие "Рособоронэкспорт" с Су-30МКМ, Boeing с F/A-18E/F Super Hornet, Lockheed Martin с F-16 Fighting Falcon и Saab с JAS 39 Gripen. Запрос на информацию о самолетах был обнародован в марте прошлого года, однако официально тендер пока не объявлен.
22.11.2011
РОССИЯ ПОСТАВИТ В АЛЖИР 16 ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СУ-30МКИ
/AVIA.RU/В марте "Рособоронэкспорт" заключил контракт на поставку в Алжир 16 истребителей Су-30МКИ(А), сообщают "Ведомости". Эта сделка является исполнением опциона, о котором договорились еще в 2006 г. при заключении с Алжиром контракта на поставку 28 истребителей этого типа - она завершилась в 2009 г. Стоимость этой сделки может достигать порядка $1 млрд. Алжир занимается перевооружением своей авиации на самолеты нового поколения, в связи с чем контракт на поставку дополнительного количества самолетов, производимых корпорацией "Иркут", вполне логичен. Значение этого контракта, однако, в том, что он показывает полную несостоятельность псевдоэкспертов, заявлявших о закате российской оборонки после отказа Алжира в 2008 г. от заказа на 34 истребителя МиГ-29, выкупленных ВВС России. С учетом алжирского контракта с начала этого года "Рособоронэкспорт" заключил сделок по поставке нового оружия на общую сумму почти в $7,5 млрд. Кроме того, в марте был подписан контракт на поставку Уганде шести истребителей Су-30МК2. Сумма этой сделки может быть не очень велика - до $200 млн. Ранее с Угандой шли переговоры о продаже шести МиГ-29.
05.04.2011
ИНДИЙСКИЕ ВВС ПРИЗЫВАЮТ УСКОРИТЬ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СТРАНЕ РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СУ-30МКИ
/AVIA.RU/29 июля, AVIA.RU - Командование индийские военно-воздушных сил призывает ускорить лицензионное производство в стране российских истребителей Су-30МКИ. Согласно опубликованным сегодня данным, в официальном обращении к руководству государственной корпорации "Хиндустан аэронотикс лимитед" (ХАЛ), которой поручена практическая реализация трех контрактов с Россией на общую сумму порядка 8,5 млрд дол, речь идет об увеличении выпуска самолетов с нынешних 14 до, по меньшей мере, 18 единиц в год, сообщает АРМС-ТАСС со ссылкой на агентство ИТАР-ТАСС. В соответствии с двусторонними договоренностями, Су-30МКИ поставляются в Индию как в готовом к полетам состоянии, так и в виде машинокомплектов для последующей сборки на предприятиях ХАЛ. На сегодня в состав ВВС уже приняты 98 таких истребителей. По плану, который предусматривает довести их общую численность к 2015 г. до 230, Су-30МКИ должны превратиться в основную ударную силу индийских ВВС. Однако медленное освоение ХАЛ лицензионного производства вызывает все большее беспокойство. Первоначально корпорация должна была обеспечить сборку в общей сложности 140 истребителей. Затем в ускоренном порядке был заключен дополнительный контракт еще на 40 самолетов на сумму 1,6 млрд дол. Предполагается, что первые Су-30МКИ из этой партии будут сданы ХАЛ заказчику в 2011 г. Причем, командование ВВС подчеркивает, что поставки не должны отодвигаться на конец года. Стремление военных ускорить выпуск Су-30МКИ объясняется тем, что в последний период из парка ВВС выводятся устаревшие машины, исчерпавшие свой период эксплуатации. Российские истребители в основном и должны восполнить эту убыль. Как отмечает влиятельная газета "Таймс оф Индиа", командование ВВС не исключает возможности заключения еще одной сделки на закупку в России Су-30МКИ, если будет затягиваться реализация проводимого сейчас международного тендера на поставку Индии 126 новейших средних многофункциональных истребителей и предполагаемое принятие на вооружение в индийские ВВС отечественных легких боевых самолетов "Теджас", которые все еще находятся в стадии испытаний.
29.07.2009