1 /
2 /
3 /
4
Беспаспортная "Кобра"
Известно, что первые двадцать "Аэрокобр" прибыли в нашу страну в январе 1942 года.
Однако вот что удалось узнать у Арнольда Изяславовича Смолярова, бывшего в годы войны представителем
импортного управления ВВС Красной Армии.
В конце 1941-го Смоляров, в то время капитан, находился на аэродроме под Кинешмой, где 22-й запасной
авиационный истребительный полк под командованием полковника Шумова принимал английские истребители
"Харрикейн". Ящики с разобранными на части самолетами доставляли со станции на аэродром, где 22
английских специалиста под руководством капитана Дайсона занимались сборкой машин.
В декабре 1941-го на аэродром привезли ящик, в котором оказался совершенно необычный самолет. Это
была разобранная "Аэрокобра". В ящике, как ни странно, не было никаких инструкций по сборке и
эксплуатации машины. Англичане, не имевшие дело с этим самолетом, отказались его собирать и вернулись
к привычным "Харрикейнам". Тогда за работу взялись наши инженеры и авиамеханики, полагаясь в общем-то
на собственные знания авиационной техники и природную смекалку - фронту были нужны самолеты, шла
борьба за восстановление каждой машины.
Собрали "кобру" довольно быстро и даже опробовали двигатель. Всех сильно удивило лишь полное
отсутствие стрелково-пушечного вооружения. Однако тогда этому никто не придал особого значения.
Главное - хотелось быстрее выпустить новый самолет в воздух. Однако ни английские пилоты, ни наши
летчики из истребительного полка не рискнули взлететь на необычной машине с трехстоечным шасси и
двигателем, размещенным за кабиной. Пришлось звонить в Москву.
Вскоре из НИИ ВВС прибыл летчик-испытатель капитан Голофастов. Опробовав мотор на земле, он вырулил
на взлетную полосу и начал разбег. Все нетерпеливо ждали отрыва от земли, и никто не предполагал,
что "кобра" без пушки и пулеметов имеет предельно заднюю центровку. Даже со стандартным вооружением
(особенно после израсходования боекомплекта) машина порой срывалась в штопор. Об этом узнали позднее,
а пока Голофастов аккуратно оторвал самолет от земли и начал постепенно набирать высоту. И вдруг на
развороте случилась беда - неожиданно сдал двигатель. Ситуация оказалась критической. Однако опытный
летчик-испытатель сумел посадить самолет на небольшую заснеженную поляну в лесу в полутора километрах
от аэродрома. К счастью, пилот и машина не пострадали. Но история беспаспортной "кобры" на этом не
закончилась. Выяснилось, что по договору союзники должны были на каждую партию истребителей Р-39
давать полный комплект запчастей. Ящик со старой, уже списанной "Аэрокоброй", разобранной на
запчасти, и следовательно, без вооружения и документации, каким-то образом обогнал основную партию
самолетов и пришел к нам первым. Ни техники, ни летчик не предполагали, что перед ними не боевой
самолет, а просто комплект запчастей. Для них главным было быстрее восстановить машину и дать ее
фронту. То, что они смогли сделать в данной ситуации, лишний раз говорит об их высоком мастерстве и
энтузиазме.
Как сложилась судьба Смолярова? Он прошел всю войну, стал кавалером ордена Почетного легиона.
Ныне ветеран трудится в авиационной промышленности.
Виктор Бакурский
http://pobeda.progtech.ru
1 /
2 /
3 /
4