Тактико-технические характеристики:
Экипаж..................................... 2 чел. Скорость, км/ч максимальная на высоте около 10 км....... 2 517 максимальная на высоте до 3 км........... 1 470 крейсерская.............................. 900 Пpактический потолок, м.................... 15 240 Дальность, км пеpегоночная............................. 5 000 действия................................. 1 750 Масса, кг максимальная взлетная.................... 33 724 нормальная взлетная...................... 26 632 пyстого самолета......................... 18 191 Максимальная боевая нагpyзка, кг........... 6 577 Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м....... 427 Длина пробега (при нормальной посадочной массе), м..... 884 Габаpиты самолета, м pазмах кpыльев........................... 11,65/19,54 длинна................................... 19,10 высота................................... 4,88 Двигатели: ТРДДФ F-110-Р-400, кгс................... 2 по 12300
Предназначен для обеспечения ПВО, завоевания превосходства в воздухе и сопровождения тактических бомбардирвщиков.
Проектные работы по самолету начаты в 1969 г., и в конце 1970 г. был совершен первый опытный облет на F-14A. В боевые подразделения первые самолеты поступили в 1973 г.
"Томкэт" представляет построенный по классической схеме высокоплан, оснащенный крылoм изменяемой геометрии, обеспечивающей изменение угла стреловидности передней кромки в диапазоне 20-68 o. Для уменьшения занимаемой на авианосце площади крылья складываются под углом 75 o. Изменение стрелoвидности во время полета осуществляется автоматически в зависимости от условий.
Было создано нескольк модификаций. Самолет F-14A (первая модификация) проектировался как многофункциональный самолет, что повлекло увеличение массы конструкции. В результате этого тяга примененной силовой установки уменьшилась на 30%. До конца марта 1979 г. разбились 26 самолетов из 270 эксплуатируемых. Большинство аварий было вызвано низкой подвижностью дигателей. Последующие модификации F-14B и F-14C с новым двигателем широкого применения не получили. Был создан самолет F-14D "СуперТомкэт", первый полет которого состоялся в ноябре 1987 года.
Устновленная на F-14A система управления оружием Хьюз AN/AWG-9 включает в свой состав ипульсно-доплеровскую РЛС, блок управления огнем, радионавигационную аппаратуру, систему опознавания. На двенадцати наружных подвесках самолет может нести ракеты AIM-7 "Спэрроу", AIM-54 "Феникс", AIM-9 "Сайдуиндер", AIM-65 "Майверик", НУРС "Зуки", управляемые и неуправляемые бомбы, и контейнеры аппаратуры лазерного и телевизионного наведения общей массой 6577 кг. Стационарно установлена пушка M-61 (калибр 20 мм, боезапас 675 снарядов).
Во время поступления самолета F-14 на вооружение это был самый совершенный самолет как в области создания, так и в системе управления вооружением, способный одновременно наводить шесть управляемых ракет по шести воздушным объектам. В ходе воздушных учебных боев он превосходил соперников (F-15A, F-4, F-106 и A-4) на формированных разворотах с переходом в крутую горку, малым радиусом разворота, использованием маневра "ножницы" (резкое торможение с выходом на большие углы атаки, что приводило к проскакиванию вперед самолета- преследователя).
С момента своего поступления на вооружение F-14 неоднократно участвовал в локальных войнах и конфликтах. 19 августа 1981 г. в заливе Сидра два F-14А с авианосца "Нимитц" сбили два ливийских самолета Су-22. В 1988 г. во время сирийско-израильского конфликта F-14А использовались для прикрытия палубных бомбардировщиков А-6.
Единственной страной, куда поставлялись самолеты F-14А, был Иран. В общей сложности он приобрел 79 самолетов, активно принимавших участие в ирано- иракской войне (1980-1988). В ходе войны в зоне Персидского залива (1991) ВМС США в районе боевых действий имели 6 авианосцев, на четырех из которых находились 68 истребителей F-14. Они использовались для дежурства в воздухе и сопровождения полубных самолетов А-6 и А-7. F-14 с системой TARPS использовались для выполнения разведывательных операций.
F-14 "Томкэт"