БОЕВЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
"ВЕСТНИК авиации и
космонавтики"; 2.1997
Работы по созданию новых винтокрылых штурмовиков, начатые в ответ на
американскую программу боевого вертолета АН-64 "Апач", велись параллельно на
конкурсной основе в ОКБ имени М.Л.Миля и имени Н.И.Камова. При работе над
проектами Ка-50 и Ми-28 в максимальной степени учитывался опыт боевого
применения вертолетов в локальных конфликтах.
Первыми в декабре 1977-го к проектным работам приступили камовцы, и спустя
четыре с половиной года 27 июля 1982-го состоялся первый полет опытного
вертолета. Пилотировал его летчик-испытатель Евгений Ларюшин. В 1995 году Ка-50
был официально принят на вооружение, и в настоящее время развернуто его
серийное производство на авиационном заводе в г. Арсеньеве.
Отличительной особенностью Ка-50 является применение соосной несущей системы,
обеспечивающей простоту управления вертолетом в ручном и автоматическом режиме,
хорошую маневренность, а также повышенную боевую живучесть. Соосная схема дает
возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/ч и
двигаться назад со скоростью до 90 км/ч (изменение направления движения на
противоположное осуществляется за несколько секунд).
Экипаж вертолета состоит из одного человека, что также выделяет Ка-50 из
ряда других боевых вертолетов. Кабина, оборудованная системой катапультирования
летчика, изготовлена из комбинированной (сталь/углепластик) брони, способной
выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23 мм. Лобовое и
боковое остекление также изготовлено из пуленепробиваемых материалов. Ка-50
оснащен двумя ГТД ТВЗ-117ВМА (2x2200 л.с.). Возможен полет с одним работающим
двигателем. Благодаря использованию экранно-выхлопных устройств на соплах
двигателей уменьшается инфракрасная заметность машины.
На вертолете имеется интегральный прицельно-пилотажно-навигационный комплекс
для поиска целей и автоматического наведения на них противотанковых управляемых
ракет и других видов вооружения, а также решения задач автоматизированного
пилотирования и навигации. Навигационная информация выводится на индикатор с
подвижной картой. В состав оборудования входит система автоматического приема
данных целеуказания от наземных авианаводчиков или других ЛА (информация о
положении целей, а также взаимодействующих вертолетов выводится на кабинный
индикатор тактической обстановки на ИЛС). Для действий в ночных условиях на ряде машин предусмотрена
установка тепловизора, видеоизображение с которого проецируется на нашлемный
индикатор летчика.
Вооружение Ка-50 включает 30-мм пушку 2А42, подвижную в двух плоскостях, с
боекомплектом 460 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов, способную поражать
легкобронированные цели на дистанции до 3000 м.
Под крылом имеются четыре поворачивающихся на 10 град, в вертикапьной
плоскости пилона, на которых может быть размещено до 12 сверхзвуковых
управляемых ракет "Вихрь" с лазерной системой наведения. "Вихрь" способен
эффективно поражать как наземные, так и воздушные цели, летящие со скоростью
до 800 км/ч. В настояшее время ведутся работы по расширению областей применения
и совершенствованию комплекса вооружения вертолета.
Успех боевой операции группировки винтокрылых штурмовиков в значительной
степени зависит от слаженности действий экипажей надежности управления группой
ее командиром. Для этого его вертолет по сравнению с другими вертолетами группы
должен быть оснащен более совершенным комплексом оборудования, позволяющим
лучше видеть цели на поле боя, осуществлять целеуказание и целераспределение,
обеспечивать непрерывность управления действиями боевых вертолетов и связи с
наземным командным пунктом. Именно таким вертолетом является Ка-52 "Аллигатор" -
многоцелевой всепогодный боевой вертолет, двухместная модификация Ка-50.
Двухместная модификация - Ка-52, оптимизирована для использования в ночных
условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже
не обойтись. Вертолет Ка-52 будет оснащаться БРЛС "Арбалет", тепловизионным и
другим усовершенствованным оборудованием. Первый полет опытного Ка-52 состоялся
25 июня 1997 года. Пилотировал вертолет летчик-испытатель А.Смирнов.
Конкурентом Ка-50 в проводившемся конкурсе являлся двухместный вертолет Ми-28,
проектирование которого началось в 1980 году, а первый полет состоялся 10
ноября 1982-го.
Помимо "дневного" варианта создан вертолет Ми-28Н ("ночной") с надвтулочной
РЛС "Арбалет" миллиметрового диапазона и усовершенствованным составом ракетного
вооружения.
Ми-28 выполнен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом и оснащен
двумя двигателями ТВЗ-117ВМА (2x2200 л.с.).
Втулка несущего винта создана по упрощенной технологии с эластомерными
подшипниками. Лопасти изготовлены из композитов. Рулевой винт спроектирован по
X-образной схеме, снижающей уровень шума.
Кабина экипажа Ми-28 полностью бронирована, ее плоскопанельное остекление
выдерживает прямое попадание пуль калибра до 12,7 мм и осколков снарядов.
На Ми-28 установлена комбинированная дневная обзорно-прицельная система на
гиростабилизированной платформе. Для действий в темное время суток может
использоваться оптико-телевизионный канал. Имеется лазерный дальномер-целеуказатель,
возможно использование экипажем очков ночного видения. Приборное оборудование
кабины летчика включает индикатор на лобовом стекле и нашлемный прицел для
управления пушкой. В кабине штурмана-оператора установлен телевизионный
индикатор для отображения данных оптико-электронной системы.
Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглощающие кресла
с системой принудительного притягивания (для придания летчику наиболее
безопасной при приземлении позы) и шасси с двухкамерной амортизацией, которые
обеспечивают экипажу выживаемость при аварийных посадках с большими вертикальными
скоростями. При запасе высоты экипаж может покинуть вертолет с парашютом,
предварительно отстрелив пироболты, крепящие лопасти несущего винта.
Вооружение Ми-28 состоит из пушки 2А42 (30 мм, боекомплект 250 патронов) на
турельной установке: пушка работает синхронно с прицелом и имеет такую же
подвижность. Специально для Ми-28 разрабатывается новая одноствольная пушка
(30 мм, 250 патронов). Под крылом могут подвешиваться до 16 ПТУР "Штурм" или
"Атака-В" и два блока НАР калибра 57, 80 или 122 мм. Управляемое оружие
(пушка, ПТУР) наводится штурманом-оператором, НАР могут запускаться из обеих
кабин.
По своим боевым возможноcтям Ми-28А почти в два раза превосходит Ми-24П.