...Назад [Ту-95] Домой Дальше... [Ту-160]
Противолодочный самолет


Ту-142

Тактико-технические характеристики:

Экипаж, чел............................... 10
Скорость, км/ч
  максимальная на высоте около 10 км...... 855
  крейсерская............................. 740
Практический потолок, м................... 10 600
Дальность, км
  перегоночная............................ 12 000
  действия................................ 5 000
Масса, кг
  максимальная взлетная................... 182 000
  пустого самолета........................ 91 800
Максимальная боевая нагрузка, кг.......... 17 000
Длина разбега на сухой ВПП, м............. 2 540
Габариты самолета, м
  размах крыльев.......................... 50,04
  длина................................... 53,07
  высота.................................. 13,60
Двигатели: ТВД НК-12МВ, кгс............... 4 по 15 000
       Предназначен для борьбы с подводными лодками всех типов над акваторией Мирового океана, создавая и контролируя в течение продолжительного времени противолодочные рубежи большой протяженности на удалении 5000 км от базового аэродрома.
       Создан на базе самолета Ту-95РЦ в 1963 г. Первый полет состоялся летом 1968г., на вооружение авиации ВМС принят в 1972г. От Ту-95 отличается новым крылом с интегральными топливными баками и сокращенным стрелково-пушечным вооружением. Ту-142 стал самым большим противолодочным самолетом в мире. Новая машина должна была дополнить базовый противолодочный самолет Ил-38, имеющий недостаточный радиус действия. В 1972 г. началась разработка, а 4 ноября 1975 г. состоялся первый полет модифицированного самолета Ту-142МК. Его поступление в части авиации ВМС началось в 1980 г. В последующем были разработаны модификации Ту-142МЗ, Ту-142МЭ (экспортный), Ту-142МР (для обеспечения связи с подводными лодками в погруженном состоянии).
       Ту-142М представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом. Хвостовое оперение однокилевое, с размещением стабилизатора в нижней части киля. Шасси трехопорное, с передним носовым колесом, которое убирается назад.
       Ту-142 первых серий был оснащен шасси с двенадцатиколесными тележками основных стоек, обеспечивающими эксплуатацию с грунтовых ВПП. На самолетах более позднего выпуска шасси унифицировано с бомбардировщиком Ту-95.
       Самолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МВ с тянущими соосными четырехлопастными винтами. Ту-142М оборудован системой автоматического флюгирования винтов, которые также могут создавать отрицательную тягу, что дает возможность сократить длину пробега и дистанцию прерванного взлета. Максимальная эквивалентная мощность двигателя у земли составляет 15 000 л.с. Топливо размещается в крыле. Для предотвращения взрыва паров топлива в баках при их пробитии применяется система наддува нейтрального газа.
       Бортовое оборудование обеспечивает автоматический и полуавтоматический полеты при решении навигационных и тактических задач, радиогидроакустический и магнитометрический поиск подводных лодок, длительное слежение за ними и их уничтожение. Оно включает следующие подсистемы: радиолокационную, радиогидроакустическую, бортовую вычислительную, отображения тактической обстановки, авиационный поисковый магнитометр, аппаратуру гидрологической разведки.
       Самолет имеет переднюю и кормовую герметичные кабины и отсек отдыха, оборудованный спальными местами.
       В передней кабине размещены оборудование поисково-прицельной системы, радиооборудование, приборное оборудование, а также аппаратура управления и контроля всех систем самолета, в кормовой - пушечная установка, прицельная оптическая и радиолокационные станции.
       Ту-142 оснащен поисково-прицельной системой "Беркут", в состав которой входят мощная РЛС кругового обзора, установленная в обтекателе под фюзеляжем, датчик магнитных аномалий, большое количество сбрасываемых активных и пассивных гидроакустических буев, газовый анализатор.
       Ту-142МК и Ту-142МЗ имеют противолодочный комплекс "Коршун", который способен обнаруживать малошумные атомные подводные лодки, более точный навигационно-прицельный комплекс, автоматизированную систему радиосвязи, а также существенно модернизированную кабину экипажа.
       Ту-142МР оснащен буксируемой антенной большой протяженности, позволяющей поддерживать связь с подводными лодками в погруженном состоянии.
       Самолеты Ту-142 всех модификаций оборудованы системой дозаправки в полете. Для покидания самолета в воздухе используется транспортер с подвижной лентой.
       Комплекс вооружения включает размещенные внутри фюзеляжа противолодочные ракеты, бомбы и ракеты. Кроме того, на двух подкрыльных узлах могут подвешиваться 8 ПКР Х-35. Оружие, находящееся на борту самолета, позволяет уничтожить подводную лодку в надводном и подводном положении, движущуюся с любой скоростью или лежащую неподвижно на грунте. Оборонительное вооружение состоит из двух пушек ГШ-23 в кормовой установке и комплекса радиопротиводействия.
       Ту-142 различных модификаций широко используется морской авиацией России. В середине 80-х гг. 8 самолетов Ту-142М были приобретены ВМС Индии.

BACK / HOME / NEXT
Hosted by uCoz
Ту-142